«Научный альманах стран Причерноморья» – международный научный журнал открытого доступа, ориентированный на широкую профессиональную аудиторию. Предлагает российским и зарубежным авторам информационную площадку для публикации результатов научных исследований в области социальной и политической философии, философской антропологии и религиоведения. Особое внимание уделяется междисциплинарным исследованиям, касающимся изучения актуальных вопросов образования, истории и теории культуры Причерноморского региона.
Текущий выпуск
31.12.2023
Социальная философия
Введение. Статья посвящена актуальному направлению развития современных технологий – игрофикации, неоднозначности применения ее в различных направлениях сервисной деятельности, а также отношению студенческой молодежи и преподавателей социально-культурного направления высшей школы к внедрению данного способа обучения.
Материалы и методы. Комплексность примененных в данном исследовании методов объясняется тематикой работы, экстраполирующей методологию социологии, педагогики, философии и ряда экономических дисциплин, связанных с внедрением современных направлений человеческой деятельности. Объектом исследования является специфика применения геймификации во всех ее проявлениях, поскольку сегодня это стало одним из способов повышения заинтересованности в рабочей деятельности и познавательного интереса обучающихся к получению образования. Однако такой вид привлечения к процессу обучения, в том числе социально-культурного направления, является неоднозначным, поскольку возможна потеря глубины и качества полученных знаний. При неадекватном применении игрофикации легкость усвоения материала граничит с поверхностностью обучения.
Результаты исследования. Подчеркивается необходимость оптимизации процесса внедрения игрофицированных форм обучения, обозначив конкретные цели и этапы постепенного внедрения. При этом указывается на необходимость конкретизации существующей и необходимой базы для адекватного внедрения, принимая во внимание не только техническое оснащение, но и готовность соответствующих специалистов (преподавателей, IT-разработчиков, вузовских психологов). Используя игрофицированные методы обучения, не следует забывать о психологическом контроле, сквозной аналитике и последствиях внедрения, риск-менеджменте, особенно в части качественных итогов всего процесса обучения.
Обсуждение и заключение. В процессе исследования определен рейтинг поведенческих факторов в студенческой среде и среди преподавателей социально-культурного направления высшей школы, выступающих мотиваторами в игрофикации, что может позволить более прицельно определить точки приложения игрофикации в социально-культурной сфере в целом.
Религиоведение
Введение. Рассматривается вопрос о том, исповедовал ли Иероним Стридонскй апокатастасис, поскольку в одних произведениях он утверждает вечность мучения грешников, а в других отрицает.
Материалы и методы. Авторы обращаются к произведениям Иеронима Стридонского, исследуется социокультурный фон его жизни, а также теоретические источники, авторы которых придерживались противоположных взглядов на эсхатологию Иеронима Стридонского. Для решения поставленных в рамках исследования задач используется преимущественно герменевтика и метод исторической реконструкции.
Результаты исследования. Сделан вывод, что для Иеронима Стридонского вопрос апокатастасиса либо не представлял особой важности, а потому богословской проработки не получил, либо он намеренно избегал диспута на эту тему, что обусловлено его образованием и общим духом эпохи.
Обсуждение и заключение. Церковная догматика рождалась в полемике, на которую оказывало влияние огромное количество факторов, но каждое время решало свой вопрос. Полемика по вопросам эсхатологии уже велась во времена Иеронима Стридонского, но он затронул иной ее аспект. Попытка ученых более поздних времен дать однозначный ответ на то, придерживался ли Иероним Стридонский теории всеобщего спасения или нет, является анахронизмом.
Введение. В фокусе рассмотрения находится понятие «точки» в контексте онтологических и философско-религиозных аспектов монадологии Г.В. Лейбница. Целью исследования является выявление предпосылок становления и развития концептуальной для немецкого мыслителя категории, через анализ которой происходит прояснение доступных экспликации характеристик и свойств Бога как первомонады.
Материалы и методы. Методологическую основу статьи составляет изучение последовательной трансформации идеи метафизической точки, являющейся прообразом и дефиницией понятия монада, и ее соотношения со сферой трансцендентного. Для раскрытия данной проблематики используются общетеоретические и посвященные отдельным вопросам работы исследователей наследия Г.В. Лейбница, применяется принцип культурно-исторической обусловленности, а также герменевтический метод, акцентирующий значимые коннотации. Системный подход позволяет рассмотреть понятие всесторонне и многоаспектно, а также продемонстрировать корреляцию и взаимозависимость религиозных и онтологических уровней изучаемого феномена.
Результаты исследования. Осуществлен структурно-функциональный анализ понятия «точка» в ракурсе метафизики Г.В. Лейбница. Показан фундаментальный характер данной категории для философии немецкого ученого в целом. Лейбниц не только переосмыслил и экстраполировал уникальные свойства исследуемого понятия для развития математического анализа, но и конституировал метафизический статус точки как монады, которая оказывается в его концепции духовной сущностью, являющейся излучением Бога. Комплексная теоретическая проработка образа точки в соотнесении с теологическими воззрениями мыслителя дает возможность обозначить новые перспективы осмысления и интерпретации основополагающих категорий философии и религии, таких как Бог, начало, бытие, что в свою очередь будет способствовать формированию более многогранного, синкретичного мировидения в современной культуре, ориентированной на диалог религии и науки.
Обсуждение и заключение. Метафизическая точка и монада являются эквивалентными понятиями. Бесконечное многообразие монад представляет собой выражение божественного присутствия в мире, т. к. Бог не только является единственным основанием их существования, но и первопричиной их активности. Если монады – это одухотворенными центры жизненной силы, то Бог – их неиссякаемый животворный источник, «точка точек». Метафизика Лейбница имеет как критиков, так и апологетов, но любая полемика лишь подтверждает выдающуюся интеллектуальную значимость философского наследия немецкого гения.
Введение. Реакция духовенства Юга России на революционные потрясения, его политические воззрения в значительной мере оставались белым пятном в историографии, однако тема имеет несомненную научную и общественную значимость и позволяет получить представление о механизмах формирования политического мировоззрения в рамках традиционной религиозной культуры. Цель статьи – рассмотреть идейные платформы православного духовенства в аспекте его отношения к социализму, а также его представления о методах и средствах борьбы с этой идеологией.
Материалы и методы. Решение обозначенной нами цели достигается на основе современной методологии исторического исследования, путём анализа и интерпретации письменных источников, в основном материалов церковной периодической печати с привлечением неопубликованных источников – сводок Отдела пропаганды Особого совещания.
Результаты исследования. Из общественно-церковной дискуссии, развернувшейся в периодической печати в публичных выступлениях и лекциях, следует, что духовенство в целом отвергло социализм как материалистическую антихристианскую идеологию. Формы борьбы с ним можно подразделить на идеологические и практические. Предлагалось, например, организовать партию христианского социализма. Но наиболее популярной была идея противопоставить социализму возрождённый и особым образом организованный приход. Разрабатывался проект приходского кооператива для борьбы с эсерами, создавшими аппарат снабжения населения продовольствием и потому имевшими большую популярностью.
Обсуждение и заключение. Исследование предоставит материалы для дальнейшего изучения истории политических идей и истории Церкви, исследований в области истории, философской антропологии, политической социологии, политологии, теологии.
Теория и история культуры
Введение. Женское монашество как особый культурный феномен на Северном Кавказе имеет свои специфические особенности и черты. Исследуется богатая и малоизученная история благотворительной и просветительской деятельности женских монастырей на Северном Кавказе во второй половине XIX – начале XX в., рассматривается их роль как центров социального взаимодействия и просвещения в регионе.
Материалы и методы. Использованы исторические документы и материалы. Применяются историко-сравнительный и хронологический методы.
Результаты исследования. Женские монастыри на территории Северного Кавказа были значимыми культурными и духовными центрами. Сочетая иноческое подвижничество с просветительской и благотворительной деятельностью, они были глубоко вовлечены в миссионерскую работу. Благодаря своему социальному служению, женские монастыри на территории Северного Кавказа внесли существенный вклад в укрепление традиционных ценностей русского народа. Их деятельность смягчила процесс инкорпорации региона в социокультурное пространство Российской империи, в результате он проходил без острых противоречий.
Обсуждение и заключение. Проведён анализ влияния женских монастырей на Северном Кавказе во второй половине XIX – начале XX в. на развитие культуры и образования в контексте общегосударственной политики государства. Предложен новый взгляд на активное участие монастырей в формировании общественного сознания, подчеркнута их значимость в развитии социокультурного пространства Северного Кавказа.
Введение. Показателем народного и отечественного характера Великой Отечественной войны явилось среди прочего и проявленное советскими гражданами буквально сразу же после её начала массовое добровольческое движение. По своей сущности, масштабам, социальному и этническому составу, формам, военно-политическому значению оно явилось поистине уникальным явлением отечественной, да и всей мировой истории.
Материалы и методы. В статье используются документы и материалы, содержащие сведения о различных аспектах добровольческого движения в период Великой Отечественной войны в Ростовской области, выявленные в архивных хранилищах и содержащиеся в опубликованных сборниках. Использованы многофакторный подход, описательный, сравнительно-исторический и историко-системный методы.
Результаты исследования. Добровольческое движение в период войны включало в себя граждан, добровольно изъявивших желание идти сражаться с врагом и написавших соответствующее заявление в военкоматах с просьбой отправки на фронт, двух основных категорий: тех, кто по своему возрасту и состоянию здоровья являлись военнообязанными и подлежали призыву в армию после объявления мобилизации, и тех, кто в силу своего непризывного, слишком молодого или пожилого возраста, болезней или имевшегося официального освобождения от призыва в силу своей важной профессиональной деятельности (так называемой «брони»), призыву в армию не подлежали. Добровольческое движение в Ростовской области отличалось большой активностью и массовостью. Первыми добровольческими формированиями в области стали истребительные батальоны. В июле 1941 г. было сформировано 77 таких батальонов общей численностью 16 тыс. человек. 5 июля 1941 г. выходит специальное постановление Ростовского обкома ВКП (б) об организации частей народного ополчения. Был образован Ростовский стрелковый полк народного ополчения. В донских станицах буквально с первых дней войны возникло массовое добровольческое движение казаков. В период временной оккупации Ростовской области немецко-фашистскими захватчиками в тылу врага мужественно боролись донские партизаны и подпольщики. Членов партизанских отрядов, действовавших на всей территории области и базировавшихся в наиболее подходящих скрытных местах пребывания, и подпольных групп, находившихся непосредственно в населённых пунктах области, также необходимо отнести к участникам добровольческого движения.
Обсуждение и заключение. Развернувшееся в Ростовской области массовое добровольческое движение по своему содержанию и по формам реализации имело как общие, характерные для всех регионов страны, так и особенные характеристики. Его особенностями было большое участие в нём добровольцев самых разных возрастных и социальных категорий из городов, станиц и сёл всех районов области, формирование из казаков добровольцев донской казачьей кавалерийской добровольческой дивизии, весьма значительное число партизанских отрядов.
Введение. Анализируется потенциал этнополитической напряженности в муниципальных образованиях Республики Крым в период с 2014 по 2021 гг. Цель статьи – определить индекс этнополитической напряженности муниципальных образований Республики Крым, провести последующее зонирование ее территории по данному показателю, выявить муниципальные образования с наиболее и наименее высоким уровнем этнополитической напряженности.
Материалы и методы. С применением методов статистического анализа (сводка и группировка полученных статистических данных, корреляционный анализ статистических данных), а также посредством разработанной формулы, содержащей три индикатора, происходит вычисление итогового показателя индекса этнополитической напряженности по каждому муниципальному образованию.
Результаты исследования. Все муниципальные образования были классифицированы на шесть групп, исходя из количественных значений уровня этнополитической напряженности: муниципальные образования с минимальным, низким, пониженным, средним, высоким и максимальным уровнем этнополитической напряженности. Как показали проведенные расчеты, абсолютное большинство муниципальных образований с минимальным уровнем этнополитической напряженности находятся в южной части Республики Крым, а большинство муниципальных образований с низким и пониженным уровнем этнополитической напряженности имеют административный статус городских округов.
Обсуждение и заключение. Согласно проведенным расчетам, в сравнении с 2014 г., в 2021 г. нельзя выделить какую-то одну часть Крымского полуострова, где явно преобладают высокие и максимальные показатели индекса этнополитической напряженности. Кроме того, в сравнении с 2014 г., в 76 % муниципальных образований республики наблюдалось снижение показателя индекса этнополитической напряженности, что во многом обусловлено приростом русского населения в период с 2014 по 2021 гг., который составил 62,71 %, что в свою очередь повлияло на показатели индикаторов, составляющих итоговую формулу расчета индекса.
Введение. Исследуется туристический бизнес в контексте его влияния на социокультурную среду территорий.
Материалы и методы. Объектом исследования выступает эногастрономический туризм – важный фактор развития территориального туризма. На основе сравнительно-исторического и описательного методов раскрывается понятие эногастрономии как одного из элементов культурной и территориальной идентичности.
Результаты исследования. На основе зарубежного и отечественного опыта проводится анализ проблем и перспектив организации инфраструктуры для гастрономического туризма в рамках теории территориально-рекреационных систем, определяющей методологические подходы к организации туристического пространства с учетом природных и социальных рекреационных ресурсов. Описываются различные компоненты систем, среди которых выделяется подсистема культурно-исторического комплекса туристических территорий.
Обсуждение и заключение. Значение подсистемы культурно-исторического комплекса территориально-рекреационных систем актуализируется в условиях мировой глобализации и состоит в популяризации и закреплении национальных кулинарных традиций и культурно-территориальной идентичности. Делается вывод о том, что Ростовская область является перспективным регионом для развития внутреннего и въездного туризма на основе использования самобытной эногастрономической культуры.
Введение. Цель статьи – определение основных стилистических направлений ростовской архитектуры периода ретроспективизма, выявление прототипов, методов трансформации наследия, региональных особенностей памятников.
Материалы и методы. Использованы библиографический метод, стилистический и сравнительный анализ на основе синхронического и диахронического подходов.
Результаты исследования. Ведущим стилевым направлением в рамках ретроспективизма в архитектуре Ростова-на-Дону является неоклассицизм, характерно значительное влияние петербургской архитектуры. Органичному включению неоклассицизма в архитектурную ткань Ростова-на-Дону способствовало наличие здесь построек в стилистике классицизма, классицизирующих эклектики и модерна.
Обсуждение и заключение. Прототипами при создании архитектурно-художественных решений фасадов служили памятники Античности, позднего Возрождения, раннего и особенно высокого классицизма. При трансформации наследия использовались два метода: контекстуальный, отсылающий к определенному кругу памятников или периоду, и концептуальный, отсылающий к исторической эпохе в целом. К региональным особенностям ростовского ретроспективизма относится активное использование мотивов неогрека и характерных для южного региона балконов-террас на дорических колоннах.
Введение. Социокультурное пространство как важный аспект формирования модели мира — это конструированное пространство смысла, в котором отражена специфика социальной и культурной организации изучаемого общества, в нашем случае казачьей этнической группы. Исследование социокультурного пространства, традиции актуально при изучении жанрового разнообразия песенного фольклора донских казаков.
Материалы и методы. Объектом исследования является социокультурное пространство донских казаков в жанровой ретроспективе песенного фольклора. Проводился анализ научных работ Д.Ю. Дорофеева и И.В. Тулигановой, в которых рассматривается традиция во времени и истории, а социокультурное пространство как аспект формирования модели мира. Б.Н. Путилов, А.Ф. Камаев, В.М. Щуров, изучая фольклор, говорят о роли народного творчества и песенности в культуре народности, бифункциональности как одном из качеств фольклорного произведения. Изучение музыкально-этнографического наследия Донского края проводится с опорой на труды А.М. Листопадова, В.Е. Давидовича, Т.С. Рудиченко, О.Г. Никитенко, Л.Л. Касаткина и др. Применяются диалектический, сравнительно-исторический, описательный методы научного исследования.
Результаты исследования. Человек оживляет прошлое и будущее, извлекая их из настоящего, через единство временного опыта. Парадигмой является движение человека в традиционной культуре, поиск смыслов через традиции и культурное наследие народа. Воспитание сознания принадлежности к этнической группе донских казаков происходит через изучение традиций с их разножанровой культурой при условии, что они будут ежедневным укладом каждой семьи и индивида представленной группы. Особый интерес представляет рассмотрение понятия жанра, его специфики в народном творчестве. Анализируются условия бытования музыкальных произведений, а также развитие музыкального языка. Подчеркнута значимость социальных факторов существования жанрового разнообразия музыкальной культуры донского казачества.
Обсуждение и заключение. Рассмотрена роль традиционной культуры в развитии этнической группы в современных жизненных условиях, вопросы актуализации песенной традиции донского казачества в современной культуре.