ISSN 2414-1143

НОВЫЙ НОМЕР

СОДЕРЖАНИЕ
2019 г. № 2

Этнокультурные исследования и проблемы образования
в регионе
(философия)

Гончаров В.Н, Колосова О.Ю. Социально-философский аспект исследования этнокультурной целостности личности / аннотация

Гончаров Вадим Николаевич – доктор философских наук, профессор кафедры философии Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь, Российская Федерация.
Колосова Ольга Юрьевна – доктор философских наук, профессор. Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Ставрополь, Российская Федерация.

Идея совершенного человека, возникая как общечеловеческая идея о гармонии с природой и необходимости приспосабливания к ней и преобразовывая ее, ставит человека на новую ступень гармонии. Воспитание совершенного человека отражает уровень национального самосознания и претерпевает постоянную эволюцию под влиянием общественных условий. Народ всегда осознавал общечеловеческие цели воспитания, имел свой идеал совершенного человека и в своей практике воспитания стремился достичь этой цели. Для личности как этнокультурной целостности важно приобщение к этнокультурному наследию, инкультурация. Постигая феноменологию культуры, осваивая этно-культурный феномен, человек становится наследником культуры, формируется как целостная этно-культурная личность - единица сообщества с характеристиками этнического менталитета, связанная с историей этноса, этнокультурой, способная к этническому воспроизведению мира. Специфика культуры определяется особенностями этнокультурной личности. Своеобразие состоит, прежде всего, в неповторимом сочетании общих для всех этносов элементов, в комбинации системы отношений и ценностей. Как индивид личность идентична социальным нормам, эффективна в отношении ожидаемых социальных ролей. Это внешнее соответствие человека этническому идеалу совершенного человека. Этническая принадлежность - это реальная, структурно богатая и сложная связь личности с обществом, включающая в себя социально-экономический, территориально-бытовой, общественно-политический, языковой, духовный и социально-психологический аспекты и отражающая определенную сторону природы человека, гораздо более глубокую, внешнюю по отношению к сознанию и психологии, под которой понимается форма высшей нервной деятельности.

Ключевые слова: культура, этнос, этническое самосознание, этническая идентичность, полиэтническое общество, социальная модель

Федотова П.Я. Культурное и языковое единство народов Дагестана как фактор успешной межкультурной коммуникации / аннотация

Полина Яновна Федотова – и.о. ректора, кандидат социологических наук. Дагестанский государственный педагогический университет. г. Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация.

Анализируются факторы, имеющие непосредственное влияние на позитивный межкультурный диалог народов Дагестана. Будучи многонациональной республикой, Дагестан имеет достаточно высокую степень этнокультурной толерантности. В историческом контексте в Дагестане выработались фундаментальные идеи общности и идентичности, в том числе языковой. Также на протяжении длительного совместного проживания и взаимодействия культур у народов Дагестана сформировались многочисленные общие элементы в материальной культуре, хозяйственном укладе, в формах одежды, блюдах и конечно в традициях и обычаях. Показано, что в вопросах конструктивного межкультурного диалога большое значение играет соблюдение равноправия всех представленных этносов. Народы Дагестана (аварцы, даргинцы, лакцы, кумыки и др.) имеют весьма схожий психологический образ, что во многом способствует успешной коммуникации этносов и пониманию их друг друга в целом. Этот фактор определяет и схожесть в мироощущении, что также можно отнести к плюсам позитивного межкультурного диалога. Одним из условий предотвращения межнациональной напряженности, повышения межэтнического понимания между представителями разных культур является минимизация негативных и актуализация сложившихся позитивных этнических стереотипов.

Ключевые слова: культура, этнос, коммуникация, народы, Дагестан, стереотип

Оленич Т.С., Орешин А.В. Неоязычество: скрытая угроза или влияние «мягкой силы» на российскую молодежь / аннотация

Оленич Тамара Станиславовна – доктор философских наук, профессор. Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Орешин Александр Викторович – магистрант 3 года обучения магистратуры "Теология" ДГТУ, настоятель Серафимовского Храма, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

В данном исследовании рассматривается неоязыческое мировоззрение, как фактор влияния на определенные социальные слои с целью формирования определенного набора специфических социокультурных, политических и историко-культурных представлений. Основной социальной группой, на которую направлена деятельность неозычников, является молодежь. В ходе исследования, проведенного методом анкетирования 360 респондентов в 2019 г. в городах Шахты и Ростов-на-Дону с целью определения религиозной и культурной идентичности участников опроса. Было доказано, что роль православного нравственного воспитания в формировании национально-культурной идентичности продолжает оставаться определяющей для большинства верующих представителей молодежи. Более половины участников анкетирования склонны считать, что язычество не может быть признано традиционной религией. Показано, что принятие Закона о национальной безопасности создает возможности для ограничения влияния деструктивных культов на российскую молодежь.

Ключевые слова: неоязычество, православие, национальная безопасность, молодежь

Щербакова Т.Н., Лосева И.И., Мисиров Д.Н., Житная И.В. Социальная компетентность и адаптация студента в поликультурном образовательном пространстве вуза (на материале Северо-Кавказского региона) / аннотация

Щербакова Татьяна Николаевна – доктор психологических наук, профессор. ГБУ ДПО РО РПК и ППРО, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Лосева Ирина Ивановна – кандидат педагогических наук, доцент. Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Мисиров Динамутдин Несретдинович – кандидат психологических наук, доцент. Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Житная Инна Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент. Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Раскрываются основные векторы влияния уровня развития социальной компетентности студента на формирование культурной безопасности и их адаптацию в поликультурном образовательном пространстве современного вуза. Выявлены и описаны компоненты социальной компетентности, ее функции в реализации поведения студента в поликультурной среде. Показаны ресурсы и риски социальной компетентности в формировании культуры безопасности у студентов. Описана специфика действия индивидуальной системы субъективного контроля как фактора, влияющего на успешность адаптации студентов в многозначных ситуациях социального взаимодействия. Представлены результаты изучения содержания представлений студентов вузов Северо-Кавказского региона о роли социальной компетентности как фактора культурной безопасности, ее составляющих и о мотивах ее развития. Показаны особенности выраженности коммуникативного самоконтроля, предпочитаемые стратегии поведения в конфликте и уровень развития субъективного контроля у студентов, как факторов, обуславливающих особенности адаптации студентов в поликультурной образовательной среде.

Ключевые слова: социальная компетентность, адаптация студента, культурная безопасность, межличностное взаимо-действие, субъективный контроль, поликультурная среда, культура безопасности, образовательное пространство вуза

Цквитария Т.А. Проблема интеграции обучающихся в поликультурное образовательное пространство медицинского университета / аннотация

Цквитария Татьяна Александровна – доцент кафедры педагогики ФПК и ППС РостГМУ, кандидат педагогических наук, доцент, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

В условиях глобализации, устойчивого формирования и функционирования поликультурного социума, нам представляется актуальной проблема интеграции обучающихся в поликультурное образовательное пространство вуза. В статье рассматриваются особенности психологической адаптации иностранных граждан в поликультурную среду единого образовательного пространства вуза, возможности их взаимной интеграции. Поставлен вопрос о необходимости адаптации системы образования для целей формирования необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, формирование системы непрерывного образования в условиях поликультурного образовательного пространства. В рамках компетентностной парадигмы выделены компетенции современного человека, которые отражают уровень профессиональной и общей культуры, опыта практической деятельности и способствуют успешной интеграции индивида в условиях межкультурной коммуникации в образовательном и воспитательном пространстве вуза. Выделяется также и ведущий методический принцип организации образовательного процесса – опора на поликультурный диалог и выделение этнокультурного компонента в обучении. В соответствии с этим, к преподавателю также предъявляются особые требования. Одним из таких требований является сформированная культурологическая компетенция и способность преподавателя сглаживать конфликты на основе знаний национального менталитета обучающихся, проявления толерантного отношения к студентам. Таким образом, успешная интеграция обучающихся в поликультурное образовательное пространство вуза становится возможной при создании в вузе образовательной и воспитательной среды, с многоуровневой педагогической поддержкой и реализации подходов гуманистической педагогики.

Ключевые слова: образовательное пространство, компетентностный подход, компетенция, психологическая адаптация, поликультурное образовательное пространство

Джиоев А.В. Занятость населения как фактор развития социально-демографических процессов в республиках Северо-Кавказского федерального округа / аннотация

Джиоев Александр Валерьевич – младший научный сотрудник Лаборатории прикладной социологии и конфликтологии Владикавказского научного центра Российской академии наук, Владикавказ, Российская Федерация.

В статье исследованы факторы формирования социально-демографических процессов в республиках Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) Российской Федерации и выявлен значительный демографический резерв макрорегиона. Показано, что слабая динамика предложения на рынке труда в целом негативно сказывается на использовании рабочей силы и качественных параметрах миграционного потока, ведет к сохранению высокого напряжения на рынке труда. А сохранение высокой безработицы таит в себе высокие социальные угрозы и конфликтогенность. Для роста занятости в субъектах СКФО РФ сформулирован ряд предложений: рост самозанятости, который возможен, например, в рамках федеральных программ и государственной программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа», особенно, федеральных целевых программ, направленных на социально-экономическое развитие каждого субъекта СКФО до 2025 года; активное развитие программ поддержки малого бизнеса в сфере услуг, где на начало 2019 года реально занято больше половины работающего населения Северного Кавказа, в рамках подпрограмм государственной программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа», направленных на реализацию инвестиционных проектов СКФО, развитие туристско-рекреационного кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, создание всесезонных туристско-рекреационных комплексов «Архыз», «Ведучи» и «Эльбрус-Безенги», а также создание медицинского кластера в Кавказских Минеральных Водах; организация и реализация программ межрегиональной занятости молодежи СКФО путем создания специальных центров занятости молодежи, выполняющих информационную, маркетинговую, организационно-экономическую, образовательную и финансово-распорядительную функции с целью содействия занятости наиболее инициативной и мотивированной части населения СКФО в трудонедостаточные регионы России.

Ключевые слова: Северо-Кавказский федеральный округ, факторы динамики численности населения, естественный прирост населения, миграция, динамика занятости и безработицы, спрос на рынке труда

(экологические проблемы окружающей среды
и здоровья населения)

Евстропов В.М., Трушкова Е.А., Егорова Ю.Н. Общая характеристика структуры современной экологии / аннотация

Евстропов Владимир Михайлович – доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры «Безопасность технологических процессов и производств». Донской государственный технический университет. г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Трушкова Екатерина Алексеевна – кандидат технических наук, доцент. Кафедра «Безопасность технологических процессов и производств». Донской государственный технический университет. г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Егорова Юлия Николаевна – магистрант. Кафедра «Безопасность технологических процессов и производств». Донской государственный технический университет. г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Изначально экология понималась Э. Геккелем как общая наука об отношениях организмов с окружающей средой. Впоследствии традиционным стало определение экологии как науки об отношениях организмов или групп организмов к окружающей их среде. Современная экология тесно связана не только с различными биологическими дисциплинами, а также географией, химией, геологией, т.е. она стала междисциплинарной наукой. Современную экологию подразделяют на шесть направлений. Биоэкологию характеризуют как классическую экологию, а глобальную экологию – как географическую экологию. Прерогатива региональной экологии – изучение специфических особенностей конкретного региона. Прикладная экология включает: инженерную, природоохранную, строительную, радиационную, сельскохозяйственную экологию и т.д. К экологии человека относят; физиологическую экологию, экотоксикологию, экопаразитологию, производственную экологию (санитарную экологию), адаптационную экологию и т.д. Социальная экология изучает экологические особенности взаимодействия социума с природой. Некоторые исследователи рассматривают современную науку экологию, в соответствии с экологическим биологоцентризмом, как разветвление биологической науки, представляющей, по их мнению, сейчас уже систему наук. Существует и компромиссная точка зрения, согласно которой экология рассматривает сложившиеся условия обитания человека и иных организмов (биологическое направление), а гигиена изучает влияние среды обитания на здоровье человека (медицинское направление). По нашему мнению, связующим звеном между экологией и гигиеной может быть экология человека, в частности ее раздел «санитарная экология». Мы полагаем, что в исследованиях в рамках данного раздела экологии можно применять медико-биологические подходы и показатели. В соответствии с физико-экологической концепцией эволюции экосистем исследователи допускают добиологическое эволюционное изменение этих систем – от предэкосистем к примитивным экосистемам. Экология, как отрасль знаний, эволюционирует по мере познания экосистем в аспекте научной картины миры от простейшей физико-экологической концепции эволюции экосистем до глобализации экологии в форме междисциплинарной области знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи.

Ключевые слова: экология, структура экологии, направления экологии, экологические системы

Уминская М.Б., Кузьминов В.Г., Салганов А.А., Клюева Н.А. Человек в городе: рациональное распределение времени и здоровое питание / аннотация

Уминская Марина Борисовна – старший преподаватель на кафедре «Физическая культура». Институт пищевых технологий и дизайна, Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, г. Нижний Новгород, Российская Федерация.
Кузьминов Владислав Геннадьевич – кандидат философских наук, доцент. Институт пищевых технологий и дизайна, Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, г. Нижний Новгород, Российская Федерация.
Салганов Артем Андреевич – студент. Институт пищевых технологий и дизайна, Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, г. Нижний Новгород, Российская Федерация.
Клюева Надежда Александровна – студент. Институт пищевых технологий и дизайна, Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, г. Нижний Новгород, Российская Федерация.

Современное человечество испытывает многочисленные проблемы со здоровьем вследствие неправильного питания, неверного распределения времени, отсутствия какой-либо спортивной активности. В данной статье говорится о необходимости преодоления современных «болезней цивилизации» с помощью рационального и правильного питания, активного образа жизни и верного распределения времени в течение дня. Современное человечество испытывает многочисленные проблемы со здоровьем вследствие ряда факторов, в том числе неправильного питания, неверного распределения времени, недостаточности умственной и спортивной активности, ухудшения экологической обстановки в целом. В данной статье говорится о необходимости преодоления современных «болезней цивилизации» с помощью рационального и правильного питания, активного образа жизни и верного распределения времени в течение дня. Проводится идея, что здоровый и сбалансированный рацион является жизненно необходимым параметром современного человека. Представлены анализ и рекомендации режима питания как в временном отношении, так и в плане сочетания между собой продуктов питания. Данные рекомендации представлены в табличных и схематичных вариантах с последующим анализом и выводами и являются полезными для людей, независимо от пола и возраста.

Ключевые слова: здоровье, правильный режим питания, «болезни цивилизации», режим дня, активность, инертность, занятость

Клещенков А.В., Филатова Т.Б. Микропластик – проблема планетарного масштаба / аннотация

Alexey V. Kleshchenkov – leading scientific worker, candidate of geographical sciences. Federal state budgetary institution of science "Federal research center the Southern scientific center of the Russian Academy of Sciences", Rostov-on-Don, Russian Federation.
Tatyana B. Filatova – research scientist. Federal state budgetary institution of science "Federal research center the Southern scientific center of the Russian Academy of Sciences", Rostov-on-Don, Russian Federation.

В статье рассматривается проблема загрязнения Мирового океана микропластиком, которая в настоящее время признана нарастающей проблемой планетарного масштаба, но недостаточно освещена в отечественной научной печати. Описаны процессы, приводящие к образованию микропластика, представлен краткий обзор исследований содержания микропластика в морской среде и его воздействия на окружающую среду. Пластик является одним из наиболее востребованных материалов и из-за своей прочности, лёгкости и долговечности в сочетании с низкой себестоимостью используется практически во всех областях промышленности. При этом огромная часть производства пластика приходится на одноразовые изделия или изделия с коротким сроком службы. Первые упоминания о пластиковом мусоре в водоёмах, о пагубном и малоизученном влиянии микропластика на представителей биоты встречаются в опубликованной литературе с начала 1970-х годов. Сначала статьи на данную тему привлекали минимальное внимание научного сообщества, но в последующие десятилетия, благодаря накоплению данных об экологических последствиях загрязнения Мирового океана микропластиком, данная тема приковывает к себе устойчивый исследовательский интерес. Было обнаружено, что ряд организмов, как позвоночных, так и беспозвоночных, поглощают микропластик. Микрочастицы пластика имеют широкий спектр размерных групп и низкую плотность, в результате чего многие живые организмы воспринимают их как источник пищи. Поскольку пластик не разлагается их ферментативной системой, его проглатывание само по себе представляет угрозу для них и может привести к летальному исходу. Исследования показывают, что за последние сорок лет загрязнение Мирового океана пластиком достигло таких масштабов, что данный материал стал попадать в пищу не только морских обитателей, но и человека. Проблема морского мусора приобретает особую актуальность среди ряда экологических проблем, обусловленных потребительской направленностью эксплуатации окружающей среды, и Россия не является исключением. Исследования содержания микропластика в морской среде проводятся в Российской Федерации с 2005 г. на юге Дальнего Востока, в акваториях Амурского, Уссурийского заливов и залива Петра Великого (Японское море), в Балтийском море и на озере Байкал. Однако организация решения проблемы морского мусора и переработки пластика в России находится в стадии становления.

Ключевые слова: пластиковый мусор, микропластик, мониторинг, загрязнение, морская среда, токсическое воздействие

Евстропов В.М. Геоэкология и ее медицинские аспекты / аннотация

Евстропов Владимир Михайлович – доктор медицинских наук, доцент. Профессор кафедры «Безопасность технологических процессов и производств». Донской государственный технический университет. г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Геоэкология рассматривается как новое научное направление в естественных науках. В свою очередь, геоэкология, ввиду ее междисциплинарного характера включает, по данным К. Тролль, различные аспекты: геокомплексный, геосистемный, равнозначнокомпонентный, экосистемный и биоцентрический. Ввиду возрастания роли человека в техносферизации биосферы,и как следствие возникновения болезней цивилизации и иной экопатологии человека, становится актуальным исследование медицинских аспектов геоэкологии. При изучении связи между деятельностью человека, техногенными сооружениями и геологической средой, следует принимать во внимание, что в системе «человек – техногенное сооружение – геологическая среда» важно обратить внимание на механизмы и последствия воздействия на человека опасных поражающих факторов опасных природных (геологических) процессов. Поскольку геоэкология рассматривается также как синтез «вертикального» (системная биология) и «горизонтального» подходов, в настоящее время, даже с учетом биологической составляющей человека как существа биосоциального, на определенное «геоэкологическое» внимание может претендовать и медицинская экология. При рассматривании в системном аспекте геоэкологии как науки, можно, как системообразующие, отметить критерии целесообразности и уровня организованности системы. С позиций целесообразности необходимо отразить в структуре геоэкологии медико-биологическую составляющую, что расширит раздел естественной геоэкологии и позволит шире, чем в рамках системной биологии рассматривать вертикальный подход. К проблемам медицинской геоэкологии относят вопросы влияния на человека химических загрязнений, исследования природно-очаговых инфекционных заболеваний, изучение особенностей распространения незаразных патологических изменений у людей, учет динамики миграционных процессов, вызванных геоэкологическими причинами и др. Характеристика окружающей среды как сферы жизнедеятельности людей вызывает необходимость целенаправленной деятельности в решении локальных, региональных, глобальных геоэкологических проблем. При анализе некоторых локальных (региональных) геоэкологических проблем Российской приморской территории Черноморского региона, влияющих на уровень жизнеобеспечения и здоровья населения отмечено: 1) распространение загрязнения в районе г. Новороссийска H2 S, NO2, NO и CO происходит воздушным путем, в то время как загрязнение нефтепродуктами охватывает грунтовые воды района, а также морскую воду Новороссийской бухты. На территории республики Крым существует риск химического загрязнения окружающей среды в случае аварий на химических предприятиях, производящими йод, броморганические соединения, соединений марганца и магния, антипиренов, минеральные удобрения, серную кислоту, алюминия сульфат, жидкое натриевое стекло и др. 2) В Крыму возможно распространение различных природно-очаговых инфекций бактериального, вирусного и риккетсиозного генеза.

Ключевые слова: геоэкология, медицинская экология, страны Черноморского региона, загрязнение окружающей среды

НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО: КАВКАЗОВЕДЕНИЕ

Авдулов Н.С. К вопросу о самобытности народов Юга России: проблемы сохранения и развития / аннотация

Авдулов Николай Степанович (1932-2019) – кандидат исторических наук, профессор. Ведущий научный сотрудник Северо-Кавказского научного центра высшей школы Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Донской государственный технический университет
Тбилисский государственный университет
Молдавская ассоциация международного права
Университета Данубиус
Варненский свободный университет им.Черноризца Храбра