ISSN 2414-1143

НОВЫЙ НОМЕР

СОДЕРЖАНИЕ
2019 г. № 1

Этнокультурный и исторический процессы Кавказского региона
(философия)

Берковский В.А., Тронина Л.А. Социально-исторический аспект взаимодействия этнической культуры и личности в контексте общественного развития / аннотация

Берковский Вячеслав Александрович – кандидат социологических наук, доцент. Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Россия.
Тронина Лариса Анатольевна – доктор философских наук, профессор. Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Россия.

В философии, культурологии и педагогике категория культура рассматривается как явление общественной жизни, как специфический способ деятельности, включающий процесс творческой индивидуальности и неповторимости личности как субъекта. Культура рассматривается как знание, характеризующее различные исторические эпохи, этносы, сферы жизнедеятельности, информирующее об уровне развития общества, о творческих силах и способностях человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, их взаимоотношениях в социуме. Выделяют две сферы культуры - материальную и духовную. Материальная культура включает в себя предметные результаты деятельности людей, культура духовная объединяет те явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной и эмоционально-психологической деятельностью человека. Материальная и духовная культура находятся в органическом единстве, интегрируясь в некоторый единый тип культуры, который исторически изменчив, на каждом новом этапе своего развития наследует все наиболее ценное, созданное предшествующей культурой.Психологический аспект явления культуры взаимосвязан с проблемой объективного и субъективного в становлении личности и изучается в связи с жизнью человека на основе активного усвоения им общественных форм сознания и поведения. Психические процессы рассматривает в контексте взаимоотношений человека с окружающим миром культуры. Культура – явление синкретичное, фон для гармоничных отношений человека с природой, обществом и самим собой, синтез материальных и духовных ценностей, необходимое условие гармоничной взаимосвязи с окружающим миром и обеспечения цивилизованного будущего. Культура, пронизывая всю жизнедеятельность общества, является одной из составляющих обобщенного критерия конкретного исторического бытия. Это специфический способ жизнедеятельности в единстве и многообразии исторически выработанных форм.

Магамедова М.З. Этнокультура северного Кавказа как фактор противодействия экстремизму среди молодежи / аннотация

Магомедова Мадина Зайнудиновна – доктор философии, ведущий научный сотрудник Регионального центра этнополитических исследований Дагестанского научного центра РАН; доцент кафедры гуманитарных дисциплин Дагестанского университета народного хозяйства, г. Махачкала, Россия.

Этнокультура народов Северного Кавказа является частью общего культурного наследия народов России. Велико ее социальное, культурное и политическое значение. В условиях глобализации важно сохранить национальные языки, традиции, фольклор, самобытность всех северокавказских народов, создать условия для их свободного национального самоутверждения и популяризации этнокультурного наследия. Исследование проблем традиционной культуры северокавказских народов особо актуализируется нивелированием значимости этнокультурных ценностей в российском обществе. Сохранение этнокультуры также является одним из важных факторов противодействия экстремистской идеологии на Северном Кавказе, сторонники которой, пользуясь влиянием религии в регионе, пытаются исказить смысл заложенных в исламе положений, вырывая их из контекста и тенденциозно трактуя. Проведение профилактических мероприятий среди молодежи намного продуктивнее, нежели ликвидация последствий их экстремистской и террористической деятельности. Радикальные религиозные организации широко используют дезинформацию, запугивание, манипуляцию общественным сознанием, подмену понятий и фактов, используют Интернет для вербовки новых членов, включая террористов-смертников. В противовес деятельности деструктивных сил в обществе необходимо вспомнить и возродить традиционные ценности народов Северного Кавказа, на которые опирались наши предки: почитание старших, наставничество молодежи, защита женщин и детей, уважение традиций предков и др. Если этот фундамент, на котором строился весь общественный уклад на Кавказе, разрушится, то молодому поколению не на чем будет строить свое будущее.

(культурология)

Петрова Ю.А., Шевкун Ю.С. Мифы и легенды Черноморского региона / аннотация

Петрова Юлия Андреевна – кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков для экономических специальностей. Ростовский государственный экономический университет. г. Ростов-на-Дону, Россия.
Шевкун Юлия Сергеевна – студентка. Ростовский государственный экономический университет. г. Ростов-на-Дону, Россия.

Первые представления греков о Причерноморье и о народах, его населявших, сложились задолго до колонизации благодаря путешественникам и торговцам. Море было богато рыбой, а прибрежные земли - корабельным и строительным лесом, железной рудой. Но плавание по Черному морю представляло опасность для мореплавателей. Из-за слабой изрезанности берегов имелось мало удобных мест для гаваней, почти не было островов и полуостровов, так привычных для средиземноморских греков. Долгое время северные границы оставались неизведанными. Море, которое греки называли Понт, считалось частью Океана, окружавшего обитаемую землю, его заливом. В Океане, по древним представлениям, находился вход в царство мертвых, поэтому плавание по нему приравнивалось к путешествию в Аид. Там же, в Океане, где царил хаос, можно было встретить «острова блаженных», на которых обитали души героев. Подобные представления, а также трудности мореплавания долгое время сдерживали освоение берегов Черного моря и отразились на самом наименовании моря – Понт Аксинский– море негостеприимное. Позже, в период колонизации, его назовут Эвксинским – «гостеприимным». Многочисленные сведения о Причерноморье, зачастую окрашенные вымыслом, сохранились в мифах, сказаниях и поэмах.

Гончаров В.Н., Колосова О.Ю. Культурно-исторический анализ славянской религии в контексте этно-графического исследования / аннотация

Гончаров Вадим Николаевич – доктор философских наук, доцент. Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия.
Колосова Ольга Юрьевна – доктор философских наук, доцент. Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, Ставропольский филиал, Ставрополь, Россия.

В статье обосновывается, что этнографические исследования представляет собой одну из составных частей научного культурно-исторического исследования общественного развития. По мнению авторов, религиозным мироощущением и тем более ассоциациями религиозного характера проникнуты не только культурные артефакты, но и многие другие, также отражающие идеологические аспекты формирования сознания, систему поведения и взаимоотношения людей. Сила традиции, избирательность и нормирующий характер народной культуры позволили сохраниться некоторым древним сюжетам настолько, что они могут служить источником пополнения сведений о дохристианских религиозных воззрениях славян. Понять первоначальную семантику этих сюжетов и раскрыть их значение можно лишь с привлечением сравнительных данных о верованиях, обрядах, с применением разнообразных исторических свидетельств и древнейших исторических памятников. Все это может быть исторически осмыслено только с учетом древнего языческого миропонимания.Славянское язычество – часть огромного общечеловеческого комплекса, включающего древнейшие верования, обряды, мифологию, послужившие составной частью позднейших мировых религий. Церковь трактовала язычество как антитезу христианству, что не имеет ничего общего с истинным положением вещей, с наукой о религии. Историками, религиоведами, археологами, этнографами доказано, что христианская церковь, борясь с местными культами, тем не менее, впитывала их, включала в свое вероучение, соглашаясь с недостаточной целостностью и логичностью получавшегося синтеза. Характерной особенностью религии вообще является то, что с возникновением новых представлений старые не исчезают, а продолжают существовать наряду с новыми, даже если находятся в противоречии с ними.

Ивушкина Е.Б., Дашкова Е.В. Социально-культурная деятельность регионов на современном этапе: программно-целевой подход / аннотация

Ивушкина Елена Борисовна – доктор философских наук, профессор кафедры Туризм и индустрия гостеприимства. Чеченский государственный университет, Грозный, Чеченская республика, Россия.
Дашкова Елена Валерьевна – кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой Туризм и индустрия гостеприимства. Чеченский государственный университет, Грозный, Чеченская республика, Россия.

Актуальность статьи обусловлена все большим вниманием к формированию национального достоинства народов Российской Федерации. Укрепление авторитета России основывается на осознании культурной самобытности народов страны. Преодоление идеализации западных стереотипов жизни связано с обращением к духовно-нравственному наследию России. Это наследие сохранилось в традициях и фольклоре народов Российской Федерации. Подчеркивается, что современные формы культуры без трансляции исторического и социального опыта, без обращения к национальной среде меняют свой характер, своего социального но-сителя, свои функции в культуре и даже свой художественный облик. Чтобы про-должала существовать самобытная культура народа, необходимо учитывать традиционный опыт национальных общин. Раскрываются возможности этносоциального общества, которое сохраняет культурное наследие предков, создаёт современный взгляд на традиционную культуру, воспроизводит и передаёт её после-дующим поколениям. Проанализировано историко-культурное наследие на основе богатейшего опыта предыдущих поколений, что даёт возможность современному человеку идентифицировать себя в современном мире. Социально-культурная деятельность остается неотъемлемой частью культуры современного социума. Она имеет особое значение в воспитании молодого поколения, формировании гражданских качеств, уважении к культурному наследию своего народа, к социальной памяти. Освещены современные тенденции в развитии социально-культурной деятельности. Дана характеристика и определены основные категории нематериального культурного наследия, возможности использования его в воспитании личности средствами учреждений культуры регионов Российской Федерации.

Хиясова С.Г., Мустафаев М.Б., Мустафаев Ф.М. Традиции и обычаи народов Дагестана (историко-культурологический анализ похоронной обрядности) / аннотация

Хиясова Сарат Гасановна – кандидат педагогических наук, доцент. Дагестанский государственный педагогический университет. г. Махачкала, Россия.
Мустафаева Маида Ганифаевна – доктор философских наук, профессор. Дагестанский государственный педагогический университет. г. Махачкала, Россия.
Мустафаев Фарид Мустафаевич – доктор философских наук, доцент, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Россия.

Статья посвящена комплексному историко-культурологическому исследованию похоронной обрядности как важной составной части традиционной дагестанской культуры. Похоронная обрядность народов Дагестана – это наиболее устоявшийся и «освященный» древними традициями цикл действий, нарушение которых встречало и до сих пор встречает резкое осуждение со стороны общественного мнения. Здесь отражены моральные установки, выработанные долгим опытом народной жизни. Несмотря на глубоко трагический характер самого процесса, имеет место четкая регламентация обрядовых действий, присутствуют элементы театрализованности. Анализируется весь цикл ранней похоронной обрядности народов Дагестана, включающий в себя предпогребальные обычаи и обряды, собственно похороны и обряды и обычаи, связанные с поминками. Также проводится сравнительная характеристика с похоронной обрядностью на современном этапе, указываются его актуальные сегодня и устаревшие элементы. Авторы приходят к выводу, что похоронный ритуал дагестанских народов был и остается многослойным, несмотря на наибольшую исламизированность и регламентацию духовенством многих моментов похоронного цикла. Показано, что в похоронной обрядности сохранились и отразились многие элементы былой языческой обрядности, хотя в несколько трансформированном и измененном виде.

(история)

Кулешин М.Г., Леонова Н.А., Немашкалов П.Г. Историческое самосознание как часть национального самосознания: к постановке проблемы исследования / аннотация

Кулешин Максим Георгиевич – кандидат исторических наук, доцент. Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Россия.
Леонова Наталья Александровна – кандидат исторических наук, доцент. Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Россия.
Немашкалов Павел Григорьевич – кандидат исторических наук, доцент. Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Россия.

Известно, что каждое новое поколение обращается к прошлому не только с целью осознания связей с минувшим, но и исходя из своих нынешних интересов. На любом историческом этапе бывает время, когда к историческим деятелям или событиям проявляют особый интерес. У большинства народов отмечается повышенное внимание к прошлому, что явно совпадает с ростом национального самосознания. Внимание к историческому прошлому в последнее время оказалось самым непосредственным образом, связанно с осмыслением современной реализации принципов общественного развития. Следовательно, с научной и практической точки зрения имеет смысл рассмотреть вопрос о соотношении исторического и национального самосознания народа. Важное место здесь занимает историческая память в системе исторического самосознания. Реальное представление о положении дел в жизни народа, позволяют дать этносоциологические исследования. Представление об историческом прошлом является одним из компонентов национального самосознания, если понимать его широко – не только как идентификацию людей по национальному признаку, но и как образ народа в целом, то есть представление о чертах народа, его культуре, прошлом и настоящем и связанные с этим национальные интересы. Вместе с тем, представления, знания людей той или другой общности о своем прошлом, в том числе мифологические знания, научно добытые исторические сведения еще не есть историческое самосознание. Такие знания и представления скорее являются тем, что можно назвать исторической памятью. Это непременная часть культуры, преемственность в которой стабилизирует этнос. Историческая память – своеобразный духовный потен-циал народа. Он может быть использован, и его реально используют иногда в ин-тересах всего народа, иногда отдельных социальных групп.

Склярова Е.К., Камалова О.Н. Особенности становления британо-турецкой дипломатии второй половины XIX века / аннотация

Склярова Елена Константиновна – кандидат исторических наук, доцент. Ростовский государственный медицинский университет, г. Ростов-на-Дону, Россия.
Камалова Ольга Николаевна – кандидат философских наук, доцент. Ростовский государственный медицинский университет, г. Ростов-на-Дону, Россия.

Рассматриваются особенности становления британо-турецких дипломатических отношений в викторианскую эпоху. Значительную роль в их развитии определяли дипломаты и деятели общественного здравоохранения, имевшие официальный и неофициальный статус в период Крымской войны (1853 – 1856) и Русско-турецкой войны (1877 – 1878). Занимаясь парламентской и дипломатической деятельностью, Г. Лайярд был избран лорд-ректором университета Абердина, работал в Министерстве иностранных дел Британии, был назначен первым членом Комиссии общественных работ, которая занималась вопросами общественного здравоохранения. Учитывая его разносторонние способности, периодическое пребывание в Константинополе, знания традиций Османской империи он был назначен послом Великобритании в Константинополе. До него влиятельную позицию в Константинополе занимал британский посол в Турции лорд Стратфорд Каннинг, оказывая значительное влияние на формирование англо-турецких и российско-турецких отношений. Всю информацию, полученную от Г. Лайарда, лорд Стратфорд Каннинг передавал в своих донесениях о положении дел в Османской империи министру иностранных дел Британии. В этот период в Константинополе шла борьба за власть между партией реформ, окружением Султана и Ращид Паши, различными политическими группировками. Турция находилась в сложном социально-экономическом положении, ухудшающимся наплывом беженцев, национальными и религиозными противоречиями. Миграция населения определила необходимость социальных реформ, новые санитарные проблемы армии и городов империй. Британский парламент тщательно следил за развитием российско-турецких отношений накануне Крымской войны. Правительство Британии было заинтересовано в разрыве политических отношений между Россией и Турцией, ослаблением военно-политической мощи Российской империи. Негативное отношение Великобритании к России подогревалось британской прессой. Антисанитарные условия солдат в Крыму и Турции стали объектом парламентских отчётов, определив становление медицинской дипломатии. Особенностью англо-турецких отношений викторианской эпохи стало успешное маневрирование британского правительства с целью реализации собственных военно-политических амбиций. Лондон успешно использовал последствия Крымской войны, знания и опыт своих внештатных дипломатов, их антирусские и протурецкие настроения, соответствующие публикации прессы для ослабления Российской империи и расширения собственных владений за счёт Турции.

НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО: КАВКАЗОВЕДЕНИЕ

Жданов Ю.А. Слово о Северном Кавказе / аннотация

Жданов Юрий Андреевич – доктор химических наук, кандидат философских наук, профессор. Ректор Ростовского государственного университета (1957-1988 гг.).

Черноус В.В. Цивилизационно-культурный диалог на Кавказе – основа региональной стабильности / аннотация

Черноус Виктор Владимирович – кандидат политических наук, профессор. Южный федеральный университет.

Донской государственный технический университет
Тбилисский государственный университет
Молдавская ассоциация международного права
Университета Данубиус
Варненский свободный университет им.Черноризца Храбра