ISSN 2414-1143

АРХИВ

СОДЕРЖАНИЕ
2021 г. № 4

Социокультурные и этнорелигиозные процессы в Причерноморье
(социальная философия)

Зубарева С.С. Информационное общество в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития / аннотация

Зубарева Светлана Сергеевна – преподаватель, Южно-Российский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Статья посвящена исследованию становления информационного общества в Российской Федерации. Актуальность темы обусловлена тем, что в нашей стране преобразование социальной реальности наблюдалось на протяжение всего исторического развития. Сперва трансформация происходила в русле социалистической и коммунистической идеологий, в противовес глобальному капитализму. Затем, с 1991 г., её преобразование происходило на основе ультралиберальной парадигмы Адама Смита. Источниками и механизмами современных социокультурных изменений выступают процессы, сопутствующие интенсивным тенденциям цифровой глобализации – цифровой трансформации социальных институтов, цифрового социума, примате единого глобального информационного пространства и цифровых технологий. Представлено становление информационного общества как точки бифуркации, которой предшествовали трансформации в аксиосфере российской цивилизации. Предложен синергетический подход к анализу сущности феномена реальности информационного общества. Целью исследования является анализ тенденций и перспектив развития информационного общества как «социальной бифуркации». Внимание автора сосредоточено на сценариях эволюции информационной реальности в Российской Федерации. Обращается внимание на то, что наиболее приемлемый вариант развития – глобализация нашей страны, позволяющая обеспечить самостоятельность и национальную исключительность через национальный цифровой суверенитет и обращение к традиционным российским ценностям.

Ключевые слова: информационная реальность, цифровое поколение, информационное общество, глобализация, социальная бифуркация

А.М. Чеченов, З.А. Атабиева Конфликты и развитие: социально-философский анализ соотношения на региональном уровне / аннотация

Чеченов Аслан Магометгериевич – кандидат философских наук, доцент, Кабардино-Балкарский государственный университет, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, Российская Федерация.
Атабиева Зарема Алихановна – кандидат социологических наук, доцент, Кабардино-Балкарский государственный университет, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, Российская Федерация.

Предложен социально – философский анализ и методология по изучению взаимосвязи социального конфликта и развития. Конфликты и развитие всегда сопровождают друг друга. Однако не всякое развитие сопровождается конфликтом. Поэтому приходится определять, с каким именно развитием мы имеем дело, и каким конкретным конфликтом оно сопровождается. Подчеркнуто, что ряд конфликтов приводит к деструктивным последствиям, сводящим к нулю все усилия по развитию. С другой стороны, некоторые конфликты могут стимулировать развитие и даже определять, какое развитие нужно. Развитие часто вызывается существующими конфликтами и противоречиями, которые нужно разрешить. Анализируются связи между конфликтом и развитием, рассматриваются сценарии развития конфликта с помощью индикаторов и раскрывается методология анализа стабильного развития. Подчеркнуто. что применение разработанных методов возможно не только при анализе конкретных конфликтов, но и при диагностике условий и факторов развития конкретных регионов и территорий.

Ключевые слова: конфликты, институты, ресурсы, развитие, стабильность, индикаторы развития, регион, акторы

Джиоев А.В. Феномен сокращения уровня неформальной занятости населения России / аннотация

Джиоев Александр Валерьевич – младший научный сотрудник, Лаборатория прикладной социологии и конфликтологии, Владикавказский научный центр Российской академии наук, Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания, Российская федерация.

Основная Неформальная занятость является одной из актуальных современных проблем, которая широко исследуется в контексте выявления её форм и признаков, влияния на трансформацию рынка труда, последствий такой занятости для работника, общества и государства. К неформальным видам деятельности относятся либо незарегистрированные или скрытые от государства для целей налогообложения и/или льгот, либо социально законная деятельность, которая является законной во всех отношениях, за исключением случаев, когда она была объявлена властями для налогообложения, цели социального обеспечения и обеспечения трудовых прав. Неформальная занятость включает неформальную (теневую) занятость в формальном и неформальном секторе и легальную занятость в неформальном секторе. Она может проявляться не только через отсутствие «формальных» признаков зарегистрированной трудовой деятельности, но также и по признакам «полулегальности». Органами официальной статистики в России ведётся наблюдение только за занятостью в неформальном секторе, при этом критерием идентификации единиц неформального сектора служит отсутствие государственной регистрации в качестве юридического лица. По итогам 2020 г., Росстат зарегистрировал сокращение уровня неформально занятых граждан России. Это снижение произошло вопреки общемировым тенденциям роста неформальной и теневой занятости в период пандемии развивающихся странах. В статье освещаются масштабы и динамика неформальной занятости в России и выявлен тренд на ее сокращение.

Ключевые слова: динамика рынка труда, безработица и неформальная занятость населения России

(философская антропология, философия культуры)

Мустафаева М.Г., Ибрагимов М.А., Хиясова С.Г. Формирование культуры студентов в процессе изучения ювенологических дисциплин на факультете управления и права в Дагестанском государственном педагогическом университете / аннотация

Мустафаева Маида Ганифаевна – доктор философских наук, профессор, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация.
Ибрагимов Магомед Абдулмуминович – кандидат юридических наук, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация.
Хиясова Сарат Гасановна – кандидат педагогических наук, доцент, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация.

Анализируются специфика и особенности дисциплин – ювенология, ювенальное право, ювенальная юстиция, их роль в формировании инновационной культуры студенческой молодежи. Исследуются процессы, происходящие в среде молодого поколения ХХI в., с его новыми геополитическими пространствами, вызовами и рисками глобализации, и геоэкономическими кризисами. Для России роль и позиция молодежи напрямую связаны с вопросами национальной безопасности страны. Прослеживаются механизмы, связывающие ювенологию, ювенальную юстицию и ювенальное право со всеми отраслями права. Делается попытка анализа ювенологии, ювенальной юстиции и ювенального права в междисциплинарном плане, как новой комплексной отрасли науки, рассматривающей молодое поколение как важнейший фактор общественного воспроизводства, определяющий прогрессивное развитие будущего социума.

Ключевые слова: ювенальная политика, гражданское общество, свобода, ювенальная юстиция, ювенальное право, ювенальная криминология, ювенальная профилактика, юве-нальное законодательство, ювенальное здоровье, ювенальный потенциал, ювенальные технологии

(религиоведение)

Бондаренко Т.А., Власова В.С. Изоморфизм когнитивных установок в научном и религиозном познании / аннотация

Бондаренко Тамара Алексеевна – доктор философских наук, профессор, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Власова Вероника Сергеевна – студентка, Высшая Школа Бизнеса, Южный Федеральный Университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Проанализированы когнитивные установки в научном и религиозном познании с точки зрения наличия в этих процессах изоморфизма. Узловым методом исследования выбран компаративистский, без которого другие, примененные в статье подходы, не могли бы реализоваться. Обоснован принцип доверия субъекту познания как целостности и неразделимости всех его атрибутов: когнитивных способностей, чувственного опыта, мотивации, системы ценностей и т.п. Новация заключается в акценте на телесном опыте познающего субъекта, тело которого есть его опора. Представлен анализ конвенционализма как установки, актуальной и для науки, и для богословия. В статье реконструированы изоморфные установки в научном и религиозном познании.

Ключевые слова: национальные символы, маркеры, идентичность, тюркоязычный народ, национальный колорит, турецкая кухня

Мусаева Э.Ш., Мустафаева М.Г., Мустафаев Ф.М. Этнонациональный и этноконфессиональный Дагестан: проблемы реализации национальной политики / аннотация

Мусаева Эльмира Шекералиевна – кандидат философских наук, доцент, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация.
Мустафаева Маида Ганифаевна – доктор философских наук, профессор, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация. Мустафаев Фарид Мустафаевич – доктор философских наук, профессор, Университет «Синергия». г. Москва, Российская Федерация.

Анализируются вопросы сохранения и укрепления исторического и культурного взаимодействия и единства Дагестана и России. В контексте социально-философского и исторического подходов предложен ретроспективный анализ национальных и этноконфессиональных отношений в республике Дагестан, показана специфика и особенности развития, формы и методы их совершенствования. Актуализируется проблема исследования межнациональных конфликтов как дополнительных факторов дестабилизации экономического и социально-политического положения и затрудняя проведения реформ. Подчёркивается, что вопросы разработки и реализации научно-обоснованной национальной политики в реалиях современности является основной задачей ученых и правительства российского общества.

Ключевые слова: этнонациональный регион, этноконфессиональность, этнос, патриотизм, единство, народы Северного Кавказа, народность

(теория и история культуры)

Джиоев А.В., Каберты Н.Г. Анализ рождаемости и смертности населения России в 2019-2021 гг. / аннотация

Джиоев Александр Валерьевич – младший научный сотрудник, Лаборатория прикладной социологии и конфликтологии, Владикавказский научный центр Российской академии наук, Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания, Российская Федерация.
Каберты Нодар Гаврилович – кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник, Лаборатория прикладной социологии и конфликтологии, Владикавказский научный центр Российской академии наук, Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания, Российская Федерация.

Освещаются проблемы, наблюдаемой с начала 2019 г. высокой естественной убыли населения Российской Федерации по причинам возросшей смертности и падения рождаемости населения. Показано, что смертность, вызванная корона-вирусной инфекцией COVID-19 лишь усугубила сложившуюся ранее тенденцию сокращения населения России, но не явилось ее первопричиной. Сделан вывод, что страна переживает опасные демографические явления, социально-экономические последствия которых могут оказать серьезные отрицательное воздействие на устойчивое развитие уже в недалеком в будущем. Демографические интересы государства и общества, по мнению авторов, состоят в формировании нового типа воспроизводства населения, основными характерными чертами которого должны стать: преодоление депопуляции; сознательно регулируемая рождаемость, направленная на полное замещение поколений; устойчиво снижающаяся смертность и увеличение продолжительности жизни; прогрессивная возрастно-половая структура населения; оптимальные внутренние и внешние миграционные процессы; укрепление семьи как социального института. Для обоснования вывода об исторической обусловленности ухудшения демографической ситуации страны проанализированы показатели динамики численности населения за последние десятилетия, показано негативное влияние демографического кризиса России на безопасность страны и дана оценка государственных мер улучшения демографической ситуации.

Ключевые слова: естественное движение населения России, рост смертности, снижение рождаемости, демографическая политика, рынок труда

Донской государственный технический университет
Тбилисский государственный университет
Молдавская ассоциация международного права
Университета Данубиус
Варненский свободный университет им.Черноризца Храбра

ISSN 2414-1143

ARCHIVE

CONTENTS
2021. N 4

Sociocultural and Ethno-Religious Processes in the Black Sea Region
(social philosophy)

Svetlana S. Zubareva Information Society in The Russian Federation: Trends and Development Prospects / annotation

Svetlana S. Zubareva – Lecturer, South-Russian Institute of Management of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Russian Federation.

The article is devoted to the study of the information society formation in the Russian Federation. The relevance of the topic is due to the fact that in our country the transformation of social reality has been observed throughout all historical development. At first, the transformation took place in line with socialist and communist ideologies, as opposed to global capitalism. Then, since 1991, its transformation had been taking place on the basis of the ultraliberal paradigm of Adam Smith. The sources and mechanisms of modern sociocultural changes are processes accompanying the intense trends of digital globalization, the digital transformation of social institutions, digital society, the primacy of a single global information space and digital technologies. The formation of the information society is presented as a point of bifurcation, which was preceded by transformations in the axiosphere of the Russian civilization. The synergistic approach to the analysis of the essence of the phenomenon of the reality of the information society is proposed. The purpose of the study is to analyze trends and prospects for the development of the information society as "social bifurcation." The author`s attention is focused on scenarios of the evolution of information reality in the Russian Federation. Attention is drawn to the fact that the most acceptable development option is the globalization of our country, which allows us to ensure independence and national exclusivity through the national digital sovereignty and an appeal to the traditional Russian values.

Key words: information reality, digital generation, information society, globalization, social bifurcation

Aslan M. Chechenov, Zarema A. Atabieva Conflicts And Development: Socio-Philosophical Analysis of The Ratio at The Regional Level / annotation

Aslan M. Chechenov – Ph.D. in Philosophy, Associate Professor, Kabardino-Balkarian State University, Nalchik, Kabardino-Balkaria, Russian Federation.
Zarema A. Atabieva – Ph.D. in Sociology, Associate Professor, Kabardino-Balkarian State University, Nalchik, Kabardino-Balkaria, Russian Federation.

The purpose of this article is to offer a socio-philosophical analysis and methodology for studying the relationship between social conflict and development. Conflicts and development always accompany each other. However, not all development is accompanied by conflict. Therefore, we have to determine what kind of development we are dealing with, and what specific conflict it is accompanied by. In this regard, it should be emphasized that a number of conflicts lead to destructive consequences nullifying all development efforts. On the other hand, some conflicts can stimulate development and even determine what development is needed. Development is often caused by existing conflicts and contradictions that need to be resolved. To analyze the proposed topic of the article, the following tasks are considered: the links between conflict and development are analyzed, scenarios for the development of conflict using indicators are considered, and methodology for analyzing stable development is revealed. The application of developed methods is possible not only in the analysis of specific conflicts, but also in the diagnosis of conditions and factors in the development of specific regions and territories.

Key words: conflicts, institutions, resources, development, stability, development indicators, region, actors

Alexander V. Dzhioev Phenomenon Of the Informal Employment Level Reduction of The Russian Population / annotation

Alexander V. Dzhioev – Junior Research Fellow, Laboratory of Applied Sociology and Conflictology, Vladikavkaz Scientific Center of Russian Academy of Sciences, Vladikavkaz, Republic of North Ossetia-Alania, Russian Federation.

Informal employment is one of the topical modern problems, which is widely studied in the context of identifying its forms and characteristics, the impact on the transformation of the labour market, the consequences of such employment for the worker, the society and the state. Informal activities include either unregistered or hidden from the State for the purposes of taxation and/or benefits, or socially legitimate activities that are legal in all respects, except when declared by the authorities for the purposes of taxation, social security and labour rights. Informal employment includes informal employment in the formal and informal sectors and legal employment in the informal sector. It can manifest itself not only through the absence of “formal” signs of registered labour activity, but also on the basis of “semi-legality”. Official statistics bodies in Russia monitor only employment in the informal sector, while the criterion for identifying units of the informal sector is the lack of the state registration as a legal entity. According to the results of 2020, Russian Federal State Statistics Service registered a reduction in the level of informally employed citizens of Russia. This reduction occurred in spite of the global trends in the growth of informal employment during the pandemic in developing countries. The article highlights the scale and dynamics of informal employment in Russia and reveals the trend towards its reduction.

Key words: dynamics of the labour market, unemployment and informal employment of the Russian population

(philosophical anthropology, philosophy of culture)

Maida G. Mustafaeva, Magomed A. Ibragimov, Sarat G. Hiyasova Formation Of the Culture of Students in The Process of Teaching Youth Studies at The Faculty of Management and Law at The Dagestan State Pedagogical University / annotation

Maida G. Mustafaeva – Ph.D. (Advanced Doctorate) in Philosophy, Professor, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, The Republic of Dagestan, Russian Federation.
Magomed A. Ibragimov – Ph.D. in Law, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, The Republic of Dagestan, Russian Federation.
Sarat G. Hiyasova – Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, The Republic of Dagestan, Russian Federation.

The specificity and peculiarities of the disciplines - youth studies, juvenile law, juvenile court and their role in the formation of innovative culture of students are analyzed. The processes taking place among the young generation of the XXI century, with its new geopolitical spaces, challenges and risks of globalization, and geo-economic crises are investigated. For Russia, the role and attitude of young people are directly linked to the country`s national security. The mechanisms linking youth studies, juvenile court and juvenile law to all branches of law are traced. An attempt is made to analyze youth studies, juvenile justice and juvenile law in the interdisciplinary aspect as a new complex branch of science, which considers the young generation as the major factor of social reproduction, which determines progressive development of the future society.

Key words: Juvenile policy, civil society, freedom, juvenile justice, juvenile law, juvenile criminology, juvenile prevention, juvenile legislation, juvenile health, juvenile capacity, juvenile technology

(religion studies)

Tamara A. Bondarenko, Veronika S. Vlasova Isomorphism Of Cognitive Attitudes in Scientific and Religious Knowledge / annotation

Tamara A. Bondarenko – Ph.D. (Advanced Doctorate) in Philosophy, Professor, Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation. Veronika S. Vlasova – student, The Higher School of Business, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation.

The cognitive attitudes in scientific and religious knowledge are analyzed from the point of view of the presence of isomorphism in these processes. The comparative method was chosen as the nodal method of research, without which other approaches used in the article could not be implemented. The principle of trust in the subject of knowledge as the integrity and inseparability of all its attributes is justified: cognitive abilities, sensory experience, motivation, value system, etc. The innovation consists in an emphasis on the bodily experience of the cognizing subject, whose body is his support. The article presents the analysis of conventionalism as an attitude that is relevant for both science and theology. The article reconstructs isomorphic attitudes in scientific and religious knowledge.

Key words: isomorphism, scientific and religious knowledge, trust in the subject of knowledge, convention, everyday faith, symbol

Elmira Sh. Musaeva, Maida G. Mustafaeva, Farid M. Mustafaev Ethnonational and Ethnoconfessional Dagestan: Problems of Implementation of The National Policy / annotation

Elmira Sh. Musaeva – Ph.D. in Philosophy, Associate Professor, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russian Federation.
Maida G. Mustafaeva – Ph.D. (Advanced Doctorate) in Philosophy, Professor, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, The Republic of Dagestan, Russian Federation.
Farid M. Mustafaev – Ph.D. (Advanced Doctorate) in Philosophy, Professor, Synergy University, Moscow, Russian Federation.

The issues of preserving and strengthening the historical and cultural interaction and unity of Dagestan and Russia are analyzed. In the context of the socio-philosophical approach and historical approaches, a retrospective analysis of national and ethno-confessional relations in the Republic of Dagestan is proposed, the specifics and features of development, forms and methods of their improvement are shown. The problem of studying interethnic conflicts as additional factors of destabilization of the economic and socio-political situation and complicating the implementation of reforms is being actualized. It is emphasized that the development and implementation of a scientifically grounded national policy in the realities of our time is the main task of scientists and the government of Russian society.

Key words: ethno-national region, ethno-confessional, ethnos, patriotism, unity, peoples of the North Caucasus, nationality

(theory and history of culture)

Alexandr V. Dzhioev, Nodar G. Caberty Analysis Of the Birth Rate and Mortality of The Population of Russia in 2019-2021 / annotation

Alexander V. Dzhioev – Junior Research Fellow, Laboratory of Applied Sociology and Conflictology, Vladikavkaz Scientific Center, Russian Academy of Sciences, Vladikavkaz, Republic of North Ossetia-Alania, Russian Federation.
Nodar G. Caberty – Ph.D. in Economics, Associate Professor, Senior Research Fellow, Laboratory of Applied Sociology and Conflictology, Vladikavkaz Scientific Center of Russian Academy of Sciences, Vladikavkaz, Republic of North Ossetia-Alania, Russian Federation.

The article highlights the problems of the high natural decline in the population of the Russian Federation observed since the beginning of 2019 due to the increased mortality and the decline in the birth rate of the population. It has been shown that the mortality caused by the coronavirus infection COVID-19 only aggravated the previously existing trend of reducing the population of Russia, but was not its root cause. It is concluded that the country is experiencing dangerous demographic phenomena, the socio-economic consequences of which may have a serious negative impact on sustainable development in the not-too-distant future. The demographic interests of the state and society, according to the authors, are in the formation of a new type of population reproduction, the main characteristic features of which should be: overcoming depopulation; deliberately regulated fertility aimed at complete replacement of generations; steadily decreasing mortality and increasing life expectancy; progressive age-sex structure of the population; optimal internal and external migration processes; strengthening the family as a social institution. To substantiate the conclusion about the historical conditionality of the deterioration of the country`s demographic situation, the indicators of population dynamics over the past decades are analyzed, the negative impact of the demographic crisis in Russia on the country`s security is shown, and an assessment of government measures to improve the demographic situation is given.

Key words: natural movement of the population of Russia, an increase in mortality, a decrease in the birth rate, demographic policy, the labor market

Don State Technical University
Tbilisi State University
Moldavian association of international law
DANUBIUS University
Varna Free University 'Chernorizets Hrabar'