ISSN 2414-1143

АННОТАЦИИ

2020 № 1 – Гончаров В.Н., Колосова О.Ю., Волков А.А. Этнокультурный аспект развития личности в образовательном пространстве

Гончаров Вадим Николаевич – доктор философских наук, доцент, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Российская Федерация.
Колосова Ольга Юрьевна – доктор философских наук, доцент, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Ставрополь, Российская Федерация.
Волков Александр Александрович – доктор психологических наук, профессор, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Российская Федерация.

В полиэтническом государстве общие принципы решения этнокультурных проблем часто задаются политической формулой, выражающей общую национально-государственную идею, включая и принципы этнической интеграции. Образовательное учреждение выступает одним из социокультурных механизмов реализации конкретной национально-государственной идеи. Культурные различия, особенно в сфере обычаев и религии, во многих районах мира воспринимались более или менее терпимо. Однако в такой важной области культуры, как образование, терпимость проявляется значительно реже. На глобализацию экономики и индустрии западной культуры наиболее восприимчивые культуры отреагировали мерами, направленными на поиск и сохранение этнокультурной самобытности. Самоутверждение этнокультур становится силой, дающей возможность выдержать кризис самобытности, порожденный глобализацией. В результате этнокультурного самоутверждения возникают новые современные формы выражения самобытности. Процессы, проходящие в мировом масштабе, характеризуются стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры и психологического склада, осознанием миллионами людей своей принадлежности к определенному этносу. Человек ощущает нестабильность окружающего мира. Он ищет защиту, поддержку и уверенность в себе в непреходящих, вечных, стабильных ценностях своих предков, стремится сохранить свою самобытность, уникальную культуру. Интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах: от возрождения старинных обычаев и обрядов, фольклоризации культуры, до стремления создать и восстановить свою национальную государственность. Поэтому именно межпоколенные стабильные общности, прежде всего этносы, приобретают существенное значение в жизни современного человека. Этнокультурное возрождение рассматривается как одна из основных черт развития человечества в XXI веке. Основным каналом воспроизводства культуры в обществе является образование, одна из обширнейших сфер человеческой деятельности, специфический структурный элемент этнокультуры, выполняющий функцию преемственности поколений.

Ключевые слова: личность, общественное сознание, воспитание, образование, педагогическая система, цивилизация, этническая культура, этническая общность, культурная само-идентификация

2020 № 1 – Вахаева Х.Ш. Соотношение норм права с культурой и традициями чеченского народа

Вахаева Хеди Шарпудиевна – аспирант, Чеченский государственный университет, г. Грозный, Чеченская Республика, Российская Федерация.

В данной статье исследуется проблематика культуры поведения и этикета чеченского современного поколения, а также культура внутри семейных отношений. Рассматривается тематика традиций и особенностей в общении между поколениями, а также этические нормы поведения внутри социума. Большое внимание уделено семейным ценностям, которые играют важную роль в передаче нравственных и этических правил. Анализируются семейные и бытовые представления чеченцев, которые взаимосвязаны с манерами общения и поведения в хозяйственной области жизнедеятельности. Делается акцент на том, что фундаментом при становлении индивидуальной личности считается моральные и нравственные ценности, заключенные в понятии «нохчалла».

Ключевые слова: традиции, культура, обычаи, этикет, семейные ценности, адат, Чеченская Республика

2020 № 1 – Вергун Т.В., Гришин Д.В. Влияние этнического туризма на формирование межэтнических отношений

Вергун Татьяна Викторовна – кандидат философских наук, доцент, Северо-Кавказский социальный институт, г. Ставрополь, Российская Федерация.
Гришин Денис Васильевич – кандидат экономических наук, доцент, Северо-Кавказский социальный институт, г. Ставрополь, Российская Федерация.

Рассматриваются вопросы влияния этнического туризма на формирование межэтнических отношений. Отмечается, что рост этнического самосознания может повлечь появление на рынке туристских продуктов, новых предложений, которые будут учитывать растущий интерес людей к постижению культуры и быта как своих предков, так и представителей других этнических групп. Разработка вопросов, которые связаны с онтогенезом этнотуризма, возникла относительно недавно, исследования такого характера пока являются новыми. Понятийный аппарат также находится на стадии формирования. Большинство исследователей данной тематики главной целью этнического туризма выделяют знакомство с особенностями традиционной материальной и духовной культуры, самобытного уклада жизни этнической группы, традициями и обычаями. Подобное определение термина «этнический туризм» можно считать наиболее обобщенным и универсальным. Этнический туризм как феномен выступает в роли значимого элемента в понимании межэтнических взаимоотношений, межэтнической культуры. На практике это реализуется посредством популяризации этнического туризма и осознания его значимости для туриндустрии в целом. С позиций теории этнический туризм выступает в роли продуктивной стратегии для более глубокого осознания понятий «этническая самобытность» и «этнические отношения». В качестве вывода в работе отмечается, что появление и укрепление положительных тенденций в развитии этнотуризма особенно актуально, поскольку это способствует сохранению культурно-исторического наследия той или иной этнической группы, поддерживает самобытный уклад жизни этнических групп, а также является фактором устойчивого развития территорий их традиционного проживания. Рассматривая этническую идентичность и туризм, можно с уверенность сказать о взаимовлиянии этих двух элементов. Туризм, являясь одной из крупнейших индустрий в мире, влияет на процесс формирования этнической самобытности человека.

Ключевые слова: этнический туризм, этнодеревня, культурный ландшафт, культурное наследие

2020 № 1 – Ивушкина Е.Б., Дашкова Е.В. Перспективы организации сельского туризма в Чеченской республике

Ивушкина Елена Борисовна – доктор философских наук, профессор, Чеченский государственный университет, г. Грозный, Российская Федерация.
Дашкова Елена Валерьевна – кандидат философских наук, доцент, Чеченский государственный университет, г. Грозный, Российская Федерация.

В России существуют перспективы для развития различных видов туризма. Исторически сложилось так, что Россия на протяжении долгого времени была аграрной страной и большие территории относятся к сельским поселениям. Поэтому одним из приоритетных видов туризма в нашей стране является сельский туризм. Представлена взаимосвязь структурных элементов в развитии сельского туризма. В Чеченской Республике имеется определённый опыт развития туризма в малых населённых пунктах ещё с советских времён. К примеру, успешно функционировала туристская база в селении Беной в Веденском районе. База имела Всесоюзное значение и через неё в сезон проходило до трёх тысяч туристов. Современное социально-экономическое развитие Чеченской республики направлено на возрождение туриндустрии. В Чеченской Республике 65,26% населения является сельскими жителями. Им хорошо известен уклад сельской жизни, традиции, обычаи, особенности сельского быта. Основа сельского туризма состоит в пребывании туристов в сельской местности, где проживание, питание и обслуживание туристов берёт на себя сельская семья. Организация сельского туризма может стать приоритетной для Чеченской Республики.

Ключевые слова: Северный Кавказ, туриндустрия, туризм, сельский туризм

2020 № 1 – Кулешин М.Г., Немашкалов П.Г., Пляко О.О. Историческое сознание в процессе формирования этнических стереотипов материальной культуры

Кулешин Максим Георгиевич – кандидат исторических наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Российская Федерация.
Немашкалов Павел Григорьевич – кандидат исторических наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Российская Федерация.
Пляко Олеся Олеговна – учитель истории и обществознания, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 30, г. Михайловск, Ставропольский край, Российская Федерация.

Понятие стереотип, или этнический стереотип, в этнической науке ассоциируется с формулой этнический стереотип поведения. Многочисленные работы этнографов, культурологов и других ученых подтверждает особую актуальность исследования данного феномена. Назрела насущная необходимость целостного рассмотрения этнических стереотипов поведения не только в привычном для этнографов ключе (как выраженных в конкретной форме элементов традиционно-бытовой культуры), но и с точки зрения их функционирования в сфере обыденного сознания. Однако стереотипизация в этнической традиции – понятие, охватывающее более широкий круг вопросов, отличающихся от исключительно поведенческих форм. Стереотипизация – это явление, характерное для множества проявлений функционирования элементов традиционно-бытовой культуры. Под традицией понимается опыт, накапливающийся в виде системы стереотипов человеческой деятельности (активности), стереотипов представлений о них и способов их обозначения или символизации. С этой точки зрения поведенческие акты можно рассматривать как частные проявления знаковых стереотипов. Актуальными здесь являются аспекты человеческой деятельности, связанные с производством материальных компонентов культуры, представлениями о них или их восприятием как этносами-носителями. Основной тезис – коммуникативность является одной из главнейших функций традиции, предполагает ряд вопросов: какие из компонентов материальной культуры народов наиболее стойко сохраняют свою специфику, являясь этническими индикаторами исторического сознания; как они функционируют во времени, каковы факторы, стабилизирующие, закрепляющие и передающие именно эти, а не иные компоненты культуры, какова интенсивность их исторического бытования (дискретность, непрерывность). Отсюда также вытекает проблема территориально-пространственных связей, то есть соотношения субэтнического, этнического и суперэтнического в культурной традиции, в данном случае в ее материальных компонентах и их функционировании.

Ключевые слова: этнос, субэтнос, этнический маркер, этнический индикатор, этническая культура, этнокультурная информация, этнический стереотип, социально-культурная коммуникация

2020 № 1 – Хиясова С.Г., Мустафаева М.Г., Мусаева Э.Ш. Формы регулирования конфликтов в дореволюционном Дагестане

Хиясова Сарат Гасановна – кандидат педагогических наук, доцент, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация.
Мустафаева Маида Ганифаевна – доктор философских наук, профессор, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация.
Мусаева Эльмира Шекералиевна – кандидат философских наук, доцент, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация.

Анализируются формы регулирования конфликтов в дореволюционном Дагестане: маслаат (третейский или посреднический способ урегулирования конфликтов, получивший распространение на Северном Кавказе) и адат (обычай, пережиточные нормы доисламских правовых комплексов, совокупность норм обычного права у дагестанских народов). Раскрываются различные модели их реализации в традиционной дореволюционной культуре народов Дагестана. Отмечаются особенности дагестанских адатов разных обществ и поселений. Эти особенности проявляются в том, что при всем единстве и внешней схожести кодексов и положений ни один пункт не повторяет другой буквально, т.е. все они носят партикулярный (частный) характер. Авторы анализируют истоки происхождения адатов в Дагестане и отмечают, что каждая община (джамаат) имела собственный кодекс на основе общего, т.е. единое адатное право в Дагестане разделено на множество кодифицированных сводов. Каждый свод распадался на адаты конкретных общин. Выясняются причины устойчивости этих форм в обществе, несмотря на многочисленные попытки внедрения в дореволюционном Дагестане норм шариата, и указываются основные факторы, по которым шариат не вытеснил адаты. К таким факторам авторы относят, например, то, что адаты прочно вошли в быт горцев, стали основой образа жизни и нравственности. Они были более понятны горцам, так как предусматривали менее строгие, чем шариат наказания. Адаты являлись средством пополнения бюджета правящей верхушки (беков, узденей и т.д.). В их ликвидации последние видели реальную угрозу своего финансового благополучия. Обосновывается значимость и актуальность адатов и маслиата в современном обществе и определяется их роль в современной культуре дагестанских народов.

Ключевые слова: маслаат, адат, культура, Дагестан, народы, право, преступления, наказания, конфликты

2020 № 1 – Кратова Н.В. Памятники истории и культуры в системе государственно-конфессионального взаимодействия в постсоветский период (на примере Карачаево-Черкесии)

Кратова Наталья Васильевна – кандидат исторических наук, доцент, Карачаево-Черкесский институт гуманитарных исследований при Правительстве КЧР, г. Черкесск, Карачаево-Черкесская республика, Российская Федерация.

Настоящая статья посвящена важному, весьма сложному и неоднозначному вопросу сферы государственно-конфессиональных отношений - возвращению религиозным организациям некогда национализированных культовых зданий и другого имущества религиозного назначения. В Российской Федерации, в отличие от некоторых других стран постсоветского пространства, категорически отказались от проведения реституции национализированного имущества, однако в отношении религиозных организаций пошли на некоторые уступки, признав возможность возвращения зданий и утвари религиозного назначения. Вышло несколько правительственных постановлений, регламентировавших этой процесс, специально для координации этих вопросов была создана Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ. В 2010 году был издан Федеральный закон № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», в соответствии с которым в случае официального обращения религиозной организации передаче подлежат любые объекты религиозного назначения, независимо от формы собственности. Однако реализовать на практике предоставленное государством право оказалось совсем непросто. Возникло большое количество проблем, решить которые было достаточно трудно. Как правило, в культовых зданиях часто располагались музеи либо иные учреждения, которые нужно было куда-то переводить. Вставал и вопрос о сохранности передаваемого имущества, которое неизбежно могло пострадать от регулярного использования. В условиях Карачаево-Черкесии попытки церкви вернуть храмовые комплексы Х века натолкнулись на жесткое сопротивление не только музейного руководства, но и общественности, рассматривавшей памятники прежде всего как культурную ценность своего народа. В настоящей статье показано, как решалась эта проблема в КЧР в постсоветский период. Статья основана на документах из архива Уполно-моченного Главы КЧР по связям с религиозными организациями, копии которых были любезно переданы автору.

Ключевые слова: Государственно-конфессиональные отношения, государственно-конфессиональная политика, Карачаево-Черкесская Республика, новейшая исто-рия России, реституция церковной собственности, Русская Православная Церковь

2020 № 1 – Берковский В.А., Леонова Н.А., Тронина Л.А. Исторические формы этнического самосознания в контексте развития современного искусства

Берковский Вячеслав Александрович – кандидат социологических наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Российская Федерация.
Леонова Наталья Александровна – кандидат исторических наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Российская Федерация.
Тронина Лариса Анатольевна – доктор философских наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Российская Федерация.

Область этнографии чрезвычайно широка, тем не менее можно условно выделить два класса объектов этой науки в зависимости от ее отношения к своему материалу. К первому классу таких объектов относятся стихийно протекающие этнические процессы или же процессы, имевшие место в прошлом, ко второму - этнические процессы, предполагающие в силу своей природы определенное общественное регулирование. В первом случае задача этнографии заключается в научном изучении фактов и максимально полной реконструкции прошлых этнических культур, во втором ее задача не исчерпывается исследованием и теоретическим воссозданием деятельности этносов, хотя, разумеется, создание теорий является для всякой науки ее первейшей задачей. В обществе перед этнографией все более настоятельно встает задача осуществлять в пределах своей компетенции социально-технологическую, регулятивную функцию. Повышение эффективности выполнения социально-технологических или - уже - социально-педагогических задач этнографией значительно актуализирует проблему дальнейшего уточнения и обогащения ее категориально-понятийного аппарата, мобилизации с этой целью теоретико-познавательных средств иных дисциплин (социальной психологии, литературоведения, лингвистики).

Ключевые слова: личность, духовная жизнь, культурный фонд народа, этническое самосознание, культура этносов, культурные ценности, социокультурная память, этническая история

2020 № 1 – Петрова Ю.А., Кулешова К.А. Культурно-историческая эволюция турецкого языка под влиянием и заимствованием европейских языков

Петрова Юлия Андреевна – кандидат философских наук, доцент, Ростовский государственный экономический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Кулешова Ксения Алексеевна – студентка, Ростовский государственный экономический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Рассматривается вопрос, актуальный для турецкой лингвистики, – вопрос заимствования слов из различных европейских языков. Турецкий язык – это язык, относящийся к тюркской группе языков. Долгое время турецкий алфавит складывался из букв арабского письма, пока те не были заменены на латинские. В настоящее время национальный турецкий язык представляет собой синтез народного языка Турции, старотюркского языка и азиатских тюркских языков. Турецкий язык также содержит множество заимствований, пришедших из словарного запаса других стран. Отмечается, что большое количество заимствований в турецком языке составляют заимствования из французского языка, которые проникали в лексику турок через включение французской литературы в образовательную программу школ. С того времени важным критерием образованности человека являлось умение говорить на иностранном языке. Возрастание значимости Турции в сфере торговли и мореплавания привело к появлению множества морских терминов, заимствованных из итальянского языка. Лозаннский договор, на основании которого происходил обмен населенными пунктами между Турцией и Грецией, является причиной существующих в турецком словарном запасе греческих заимствований феодальной терминологии и бытовой лексики. Подчеркивается, что источником английских заимствований служит научно-технический прогресс, терминологический взрыв которого вынуждал перенимать лексику из английского языка, поскольку число новых наименований было так велико, что создание неологизмов не являлось актуальным. В настоящее время глобального распространения средств массовой информации, интернета количество заимствований в турецком языке необычайно возросло. С помощью лингвокультурологических процедур и с учетом особенностей культурно-исторической эволюции, турецкий язык раскрывает национальные идентичности нации по средствам языка, сохраняя и передавая ценностные коннотации культурного кода.

Ключевые слова: культура, Причерноморье, Турция, тюркские языки, западноевропейские заимствования

2020 № 1 – Баскаева Ж.Х., Татрова Ф.Ч. Исторические вехи развития дошкольного образования в Российской Федерации

Баскаева Жанна Хасанбековна – кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, Владикавказ, Российская Федерация.
Татрова Фатима Черменовна – студентка, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, Владикавказ, Российская Федерация.

В ходе эволюционного исторического развития в России выстроена и развивается национальная система образования, включая дошкольное, школьное, многоуровневое профессиональное и дополнительное образование. Дошкольное образование в современной Российской Федерации понимается как воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 7 лет. Согласно данным аналитического доклада международной аудиторско-консалтинговой компании FinExpertiza, в 2019 году 78,9% российских детей (4,1 млн.) в возрасте до 3 лет не посещали ясли. При этом самая значительная доля малышей в возрасте до 3 лет, не посещающих ясли, зафиксирована, согласно результатам исследования, в Республике Ингушетия. Здесь с мамами остаются 96,59% детей ясельного возраста, а посещают ясли всего 800 из 23 492 детей республики в возрасте до 3 лет. Чуть ниже эта цифра в Республике Дагестан. Здесь 94,22%, или 139 205 малышей остались дома, в ясли здесь ходят 8 540 малышей. На третьем месте – Республика Крым, в которой 91,13% детей ясельного возраста находятся с родителями дома, и лишь 8,87%, или 5 665 детей ясли посещают. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка, не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, а на Юге России эта статистика еще выше, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важнейших задач молодёжной семейной политики. Очевидно, что система дошкольного воспитания, как и вся система отношений в области образования и воспитания подрастающего поколения, находится под влиянием мощных цивилизационных и технологических трендов, нередко разрушающих исторические особенности и национальные традиции. В этой связи изучение особенностей национальной системы образования в его исторической эволюции приобретает особую актуальность и значимость.

Ключевые слова: философия Фридриха Фробеля, советская система дошкольного образования, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, развитие образования в 2013-2020

2020 № 1 – Зритнева Е.И., Клушина Н.П., Лобейко Ю.А. Формирование этнопедагогики в контексте современного этнокультурного пространства

Зритнева Елена Игоревна – доктор педагогических наук, профессор, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Российская Федерация.
Клушина Надежда Павловна – доктор педагогических наук, профессор, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Российская Федерация.
Лобейко Юрий Александрович – доктор педагогических наук, профессор, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Российская Федерация.

Возрождение культурного потенциала каждого народа и его раскрытие посредством системы образования, включение социально-педагогических процессов в содержание образования этнической культуры – важнейшие задачи современного общества. Глобальная задача цивилизационного развития: создание единого поликультурного и образовательного пространства на основе многостороннего диалога культур, способствующего ментальной совместимости людей в условиях их взаимодополнения и взаимообогащения. На основе этнокультурологического подхода определяются сущностные характеристики и основные структурные компоненты этнокультурной системы образования, раскрываются личностные, этно-педагогические, языковые, билингвистические, нравственные аспекты системы образования. С позиций процессуально-результативного подхода сущность этно-культурной системы образования трактуется как процесс и результат социально-исторического развития этноса, его основных тенденций и особенностей, а готовность к этнической самоидентификации – как стержневое качество в структуре этнической культуры. Утверждается, что исследование этнокультурной среды в системе формирования и педагогических основ ее формирования должны способствовать реализации культурного ядра содержания образования на основе общечеловеческих и региональных ценностей.

Ключевые слова: личность, культура, социализация, воспитание, этнокультурная среда, этнокультурная система образования, личностно-ориентированное образование, этно-культурные принципы нравственности

2020 № 2 – Махринова М.В., Макеенко И.П., Каширина О.В. Формирование этнических ценностей личности в контексте этнического воспитания

Махринова Марина Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Российская Федерация.
Макеенко Игорь Петрович – кандидат экономических наук, доцент, Технологический институт сервиса (филиал) ДГТУ в г. Ставрополе, Российская Федерация.
Каширина Ольга Валерьевна – доктор философских наук, доцент, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Российская Федерация.

Этническое воспитание – это целенаправленное взаимодействие поколений, в результате которого формируется этническое самосознание, адекватное отношению к себе как к субъекту этноса, чувство гордости за свой этнос, положительное отношение к языку, истории, культуре своего этноса, а также чувство уважения и толерантности к представителям других этносов. Сущность этнического воспитания заключается в сохранении, формировании и развитии этнической самобытности личности, ее культуры, самосознания, языка на основе преемственности поколений с учетом изменившихся условий. Как содержание и средство этнического воспитания рассматривается освоение этносоциальных ролей, показателем сформированности которых является овладение этой ролью в соответствии с возрастом. Чтобы сохранить свою самобытность, целостность, независимость, свободу личности, сначала надо понять свое этническое воспитание. Это первая ступень и в то же время основная нить жизни, оно не дискретно, оно беспрерывно, оно начинается с момента зачатия ребенка и продолжается в течение всей жизни. Но в то же время этническое воспитание – глубоко специфическое воспитание, им должны быть проникнуты весь дух семьи, общеобразовательное учреждение, особенно начальное звено, а дальше, действительно, на основе родного должно осуществляться воспитание поликультурной личности. Конечной целью этнического воспитания является воспитание этнокультурной личности, идентифицирующей себя со своим этносом, который воспринимает мир сквозь призму своих национально-специфических особенностей.

Ключевые слова: индивид, личность, воспитание, социализация, общественные отношения, культурно-исторический опыт, культура этноса, этническая культура, этнокультурные ценности, этнокультурное образование

2020 № 2 – Смагина М.В., Тронина Л.А. Проблемы сохранения и трансляции отечественной традиционной культуры: философский анализ

Смагина Мария Викторовна – кандидат социологических наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Российская Федерация.
Тронина Лариса Анатольевна – доктор философских наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Российская Федерация.

В традиционном обществе культура выполняла множество сложных функций, ведущей из которых было воспроизводство традиционной коллективистской личности. Все общество в процессе своего существования воспроизводило эту самую культуру: в труде, празднике, повседневной жизни. Значительную роль в этом процессе играло умение чтения, перевода символьной, знаковой информации в смыслы. То есть, производя обряд, распевая песни, помещая определенный рисунок или вышивку, представитель традиционного общества всегда должен четко представлять: почему именно это действие необходимо в данный момент, какой знак мужской, а какой женский. С нарушением целостности традиционного общества, изменением образа жизни, традиционного разделения обязанностей меняется весь культурный ландшафт. Смыслы, которые вкладывались в обряды, предметы, теряются, трансформируются, подчас даже следующим поколением носителей культуры. В ней как в зеркале отражаются все модернизационные процессы, которые испытывало общество. В нем же сохраняются и корневые, структурные части культуры. В связи с этим возникает вопрос, какую часть культуры сохранять, транслировать и презентовать молодому поколению? Этот спор неоднократно возникал в среде профессионалов, и однозначного ответа на него нет. Связано это, не в последнюю очередь, с историческими сложностями, с теми сильнейшими потрясениями, которые перенесло российское общество.

Ключевые слова: культурная политика, ценности, народная культура, этническая культура, синкретизм, традиционализм, традиционное общество

2020 № 2 – Жолобова И.К. Роль религиозного компонента в истории формирования этнокультуры крымских караимов

Жолобова Ирина Константиновна – ассистент, Ростовский государственный медицинский университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

В статье приводятся историографические сведения, позволяющие рассмотреть различные подходы к проблеме возникновения крымских караимов, раскрыть основные этнокультурологические и религиозные черты этого, ныне малочисленного народа, обусловленные совокупностью таких факторов, как специфика территории их пребывания, соседство с различными народами, многие из которых между собой очень близки в том, что касается особенностей вероисповедания, языка и отдельных традиций. Основное содержание статьи посвящено изучению религии (караимизма), религиозного культа, вероисповедания, традиций крымских караимов как неотъемлемой части их этнокультуры. Кроме того, проведённый историко-культурологический анализ позволяет коснуться вопроса о многонациональности Крыма, в настоящее время – Республики Крым – субъекта Российской Федерации, на территории которого проживало и проживает немало коренных и пришлым народов, отличающихся своей этнической принадлежностью, культурой и вероисповеданием. Их сосуществование не могло не оставить свой след в процессе формирования этнокультуры крымских караимов, их идентичности. Отмечается, что современные условия связаны с усилением процессов «этнического возрождения» и, одновременно, с активизацией процессов ассимиляции, размывающих этнокультурологические границы.

Ключевые слова: этнокультура, религия, идентичность, крымские караимы, караимизм, Республика Крым, ассимиляция, традиции

2020 № 2 – Ильясова Р.С. Этнокультурная составляющая билингвизма в Чеченской республике в условиях реальной моноэтничности

Ильясова Раиса Сайтхасановна – кандидат филологических наук, доцент, Чеченский государственный университет, г. Грозный, Российская Федерация.

В большинстве социолингвистических работ, посвященных рассматриваемой проблеме, обращено внимание на то, что основными факторами, влияющими на языковую ситуацию, являются социальные условия функционирования языка. Они определяют и уровень развития языка, и перспективы его сохранения и развития. В этом плане о сложившейся в Чеченской Республике языковой ситуации, уровне и качестве чеченско-русского двуязычия в прошлом и настоящем можно отметить следующие моменты. Чеченский язык в прошлом, как и многие другие кавказские языки, использовался в устной форме и существовал в виде живых наречий и говоров. Позднее на нем издавалась религиозная, философская, художественная, научная и учебная литература. Записывались произведения устного народного творчества, летописи, хроники, велось делопроизводство, обучение, частная переписка и др. Результаты исследований показывают четкую зависимость уровня владения русским языком от образования, возраста и социально-демографической принадлежности. В последнее время, например, среди чеченцев наблюдается явная возрастная тенденция к переходу на русский язык общения, которая совершенно точно связана с процессом миграции, точнее, с переездом в другие российские города в связи с войной. Можно заключить, что третье поколение мигрировавших в российские города чеченцев будет активными билингвами с преимущественным владением русским языком: так, если первое поколение мигрантов понимает и говорит по-чеченски, то второе – обычно только понимает, но не говорит (или плохо уже говорит), и соответственно их дети, третье поколение, поскольку с ними по-чеченски не разговаривают, уже не будут ни понимать, ни говорить по-чеченски. Русский язык как средство межнационального общения – объективное явление. Но оно не должно сопровождаться вытеснением родных языков из сферы употребления сужением их функций и торможением их структурного развития вследствие деструктивной национально-языковой политики. Необходимо разумное, целесообразное сочетание компонентов билингвизма.

Ключевые слова: чеченский язык, родной язык, русский язык, билингвизм, сравнительно-сопоставительное описание, социолингвистика

2020 № 2 – Агапов Е.П., Пендюрина Л.П. Социальная помощь в истории народов Причерноморья

Агапов Евгений Петрович – доктор философских наук, профессор, Ростовский государственный экономический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Пендюрина Людмила Петровна – доктор философских наук, доцент, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Рассматривается влияние древнегреческой благотворительности на социальную помощь народов Причерноморья. Социальная работа стала профессией только в начале прошлого столетия, однако её корни уходят во времена древности. Именно тогда сложился механизм социальной помощи, который сводился к тому, что каждый человек находится под защитой семьи, общины и других традиционных структур. Этот механизм социальной помощи был характерен для тавров, скифов, сарматов и других причерноморских народов. До эпохи античности, начало которой относится ко второй трети первого тысячелетия до н. э., для Древней Греции были характерны те же отношения, что и для других государств ближневосточного региона. Эти отношения характеризовались господством общинных связей и передававшейся по наследству властью басилевсов, а также неразвитостью частной собственности. Однако в VIII в. до н. э. в Древней Греции начались структурные преобразования, которые привели к выходу на первый план частнособственнических отношений, господству частного товарного производства, эксплуатации рабов, отсутствию сильной централизованной власти и полисному самоуправлению. С превращением государства в инструмент господства частных собственников социальная помощь приобрела классовый характер, который проявлялся в том, что рабы были фактически лишены её. С другой стороны, неотъемлемым элементом общественной жизни античности стала благотворительность, которая проявлялась в организации общественных трапез, раздаче денег нуждающимся, строительстве храмов и бань за счёт частных пожертвований, а также других мероприятиях. По мнению авторов, можно говорить о двух каналах влияния древнегреческой благотворительности на социальную помощь народов Причерноморья. Первый из этих каналов, называемый ими прямым, связан с созданием греческих колоний по всему побережью Чёрного моря. Второй канал может быть назван косвенным, поскольку он был опосредован культурой Древнего Рима. В начале первого тысячелетия в древнеримском обществе возникло противоречие между потребностью в социальной помощи и ограниченными возможностями её реализации, которое было снято в христианстве. Согласно христианству, милосердие вытекает из любви, совпадающей с сущностью Бога, а практическим выражением милосердия оказывается благотворительность. Поэтому распространение христианства, начавшееся в странах Причерноморья в IV в., способствовало развитию в них благотворительной деятельности.

Ключевые слова: социальная работа, социальная помощь, семья, община, гостеприимство, нищие, просительство, благотворительность, филантропия

2020 № 2 – Джиоев А.В. Динамика межрегиональной трудовой миграции населения на Юге России

Джиоев Александр Валерьевич – младший научный сотрудник, Лаборатория прикладной социологии и конфликтологии, Владикавказский научный центр Российской академии наук, г. Владикавказ, Российская Федерация.

В декабре 2019 года в китайском городе Ухань вспыхнула эпидемия новой остро заразной болезни, которая за два-три месяца переросла в пандемию коронавирусной инфекции COVID-19. На планете начался эпидемиологический, экономический, экологический, гуманитарный и политический кризис. Никогда прежде мир не сталкивался с подобной ситуацией. Это гораздо серьезнее того, что человечество пережило в прошлые эпидемии, когда они из одного континента на другой распространялись десятилетиями. В начале лета 2020 года коронавирус в мире обнаружен более чем у 6,5 млн человек, свидетельствуют данные университета Джонса Хопкинса. Россия находится на третьем месте по общему числу выявленных случаев заболеваемости, а отдельные регионы Северного Кавказа попали в топ самых зараженных. Всего в мире умерло около 400 000 больных COVID-19. В статье дана общая оценка колоссальных потерь мировой экономики и экономик отдельных государств, возникших вследствие карантина в период пандемии коронавируса 2020 года, показано, что по сравнению с прежними кризисами этот окажется более разрушительным для рынка труда, а выход из него будет более продолжительным. Эпидемия коронавируса стала мощнейшим вызовом и для российского рынка труда. Сделаны выводы о том, что ухудшение ситуации в российской экономике из-за пандемии коронавируса приведет в ближайшие годы к усилению межрегиональной миграции, что негативно скажется на параметрах демографической ситуации и качестве рынка труда большинства Северо-Кавказских регионов России, а прогнозируемое сохранение высокой безработицы таит в себе высокие угрозы общественно-политической нестабильности и роста социальной конфликтогенности. Автором сформулирован ряд предложений по сглаживанию экономических последствий эпидемии и сдерживанию оттока трудоспособного населения из регионов Северного Кавказа.

Ключевые слова: пандемия коронавируса Covid-19, уровень безработицы в России, миграция населения из регионов Северного Кавказа, сглаживание экономических последствий эпидемии

2020 № 2 – Акаев В.Х., Абдулаева З.Э. Сбережение этнокультурного наследия народов Северного Кавказа как альтернатива асоциальным проявлениям

Акаев Вахит Хумидович – доктор философских наук, профессор, Грозненский государственный нефтяной технический университет, г. Грозный, Чеченская Республика, Российская Федерация.
Абдулаева Заира Эсенбулатовна – кандидат философских наук, доцент, Дагестанский государственный медицинский университет, г. Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация.

Культурные традиции народов Северного Кавказа отличаются своим многообразием, мозаичным обликом, который сложился в ходе их многовековой созидательной деятельности. Региональная этническая и социокультурная реальность составляет основу определенного типа цивилизации, именуемой кавказской, которая богата своим материальным и духовным наследием. Кавказская цивилизация локальна, колоритна, разнообразна, уникальна, что определяется её материальными и духовными достижениями, ценностями, оставившими предками подрастающим поколениям, а последние, внося свою лепту, придают наследию прошлого современный характер. Кавказская цивилизация связана с восточными, западными цивилизационными типами, славянско-русским миром, что придает этнокультурному наследию уникальный, особенный характер. Для многих современников этнокультурное многообразие народов Кавказа, в том числе и Северного Кавказа, непонятно не потому, что оно архаично, а потому что разнообразно, синкретично, испытало много веяний, исходивших от разных культур и цивилизаций. Сохранение этнического, культурного наследия народов Кавказа, его осмысление ныне исключительно важная в научном, культурологическом отношении проблема.

Ключевые слова: этнокультурное наследие, традиции, Россия, Северный Кавказ, Дагестан, Чечня, многообразие, культурные артефакты, асоциальные процессы

2020 № 2 – Джабраилов Ю.Д. Этноконфессиональная и национально-государственная идентичность дагестанцев: современное состояние

Джабраилов Юсуп Джабраилович – кандидат политических наук, старший научный сотрудник, Региональный центр этнополитических исследований Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук, г. Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация.

На основе результатов мониторинга этноконтактной ситуации в Республике Дагестан, в самом южном регионе Российской Федерации, рассматривается иерархия типов социально-групповых идентичностей (общероссийской, региональной, этнической и религиозной). Разъясняется противоречивость результатов социологического исследования о превалировании общероссийской идентичности в массовом сознании дагестанцев и в тоже время их ощущение социальной близости с этническими и религиозными группами. Автор обращает внимание на недопустимость противопоставления этнической и религиозной идентичности национальной (гражданской) идентичности и считает несостоятельным тезис о прямой взаимосвязи роста этноконфессиональной идентичности с понижением уровня национальной идентификации. Поскольку представители традиционного вероисповедания в регионе не поддерживают антигосударственные воззрения экстремистских религиозных течений. Считаем, что в случае превалирования этноконфессиональной идентичности над национальной идентичностью, речь скорее должна идти об упущениях в политике идентичности. В исследовании раскрываются внутренние и внешние причины высокого уровня этноконфессиональной идентичности населения республики. В целом в статье отмечается тенденция когнитивного превалирования национальной (государственной) идентичности у дагестанцев и доминирование в их сознании благоприятного отношения к множественной идентификации.

Ключевые слова: национальная идентичность, этническая идентичность, религиозная идентичность, культура, Республика Дагестан

2020 № 2 – Магомедова М.А. Роль мусульманского духовенства в противодействии радикальной идеологии на Северном Кавказе

Магомедова Муслимат Алхилаевна – кандидат философских наук, старший научный сотрудник, Региональный центр этнополитических исследований Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук, г. Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация.

За последние двадцать лет государственные и муниципальные органы власти, институты гражданского общества на Северном Кавказе накопили большой положительный опыт по противодействию религиозному экстремизму и терроризму. Большое влияние на общественно-политические процессы в республиках Северного Кавказа оказало мусульманское духовенство. Руководство Духовных управлений мусульман России, традиционное мусульманское духовенство, рядовые верующие вот уже более двух десятилетий ведут борьбу против распространения радикальной религиозной идеологии, искажающей основу ислама. Еще в начале 90-х гг. исламские газеты «Ассалам», «Нур-ул-Ислам, «Исламский вестник» и Духовное управление мусульман (ДУМ) начали разъяснять населению всю опасность идеологии ваххабизма (крайняя форма салафизма, которую так принято называть в республиках Северного Кавказа). «Ваххабитами» в научной и публицистической литературе принято считать последователей религиозно-политического течения в суннитском исламе, возникшего в середине XVIII в. на основе учения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба. Многие современные последователи ваххабизма предпочитают называть себя салафийун, т.е. «идущими по пути праведных предков» (ас-салаф ас-салих) – первых поколений мусульман. В статье поставлены задачи анализа эффективности идеологического противодействия религиозному экстремизму и терроризму на Северном Кавказе; определения роли представителей мусульманского духовенства в противодействии радикальной религиозной идеологии. Проанализированы основные теологические противоречия между течениями в исламе. Показано, что значительную роль в идеологическом противодействии религиозному экстремизму на Северном Кавказе играют представители мусульманского духовенства.

Ключевые слова: Северный Кавказ, ислам, религиозно-политический экстремизм, религиозный экстремизм, ваххабизм, молодежь

2020 № 2 – Шишова Н.В., Бондарев В.А., Тикиджьян Р.Г. Азово-Черноморье как перекресток культур: факторы, этапы, результаты процессов культурного взаимовлияния

Шишова Наталья Васильевна – кандидат исторических наук, доцент, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Бондарев Виталий Александрович – доктор исторических наук, профессор, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Тикиджьян Руслан Геннадьевич – кандидат исторических наук, доцент, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Освещается проблема культурного взаимовлияния, актуальность которой заметно возросла в условиях наблюдающегося в мире обострения противоборства между процессами глобализации и контрглобализации. Острота данной проблемы весьма ощутима в России как многонациональном государстве. Одним из регионов, где подобное взаимодействие проходило наиболее активно, выступает Азово-Черноморье. В статье рассматривается динамика процессов культурного взаимовлияния в данном регионе. Проведен ретроспективный анализ, который позволяет заключить, что Азово-Черноморье исторически выступало перекрестком цивилизаций, куда направлялись миграционные потоки Западной и Восточной цивилизаций и где представители данных цивилизаций вступали в контакты друг с другом. Предложена периодизация межкультурных контактов в регионе, включающая в себя ряд качественно различных этапов. Доказано, что в границах различных этапов превалировало культурное влияние различных народов и цивилизаций: греков и римлян, тюркоязычных кочевников, турок, казачьих сообществ, Российской империи. Если в эпоху античности ведущую роль в межкультурном взаимодействии играли греки, а затем римляне, оказывавшие стимулирующее и направляющее воздействие на ираноязычных кочевников скифов и сарматов, то в Средние века ситуация серьезно изменилась, что было связано с крахом греко-римских колоний вследствие прихода в регион новой волны номадов, на сей раз тюркоязычных. Отмечается, что ярчайшим примером активных межэтнических и межкультурных контактов в Азово-Черноморье и, одновременно, чрезвычайной важности этих контактов в плане придания жизнеспособности тем или иным сообществам и государственным образованиям, выступает казачество, возникшее как результат взаимодействия целого ряда различных этнокультурных общностей. Обоснованы выводы, что, во-первых, ведущей тенденцией применительно к Азово-Черноморскому региону являлись активные межэтнические (межкультурные) контакты, результатом которых являлось не только взаимообогащение культур и образа жизни их участников, но и формирование новых общностей, таких, как казачество. Во-вторых, эти контакты выступали и продолжают выступать в качестве средства, цементирующего основы и стимулирующих развитие полиэтнических государственных образований, к числу которых относится и Россия.

Ключевые слова: Азово-Черноморье, казачество, межкультурные коммуникации, Северное Причерноморье, этнокультурная динамика

2020 № 2 – Хуако Ф.Н. Гендер в прозе как один из аспектов адыгского этносознания (первая половина ХХ в.)

Хуако Фатимет Нальбиевна – доктор филологических наук, профессор, Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп, Республика Адыгея, Российская Федерация.

Рассматривается образ женщины и его отображение в литературе на примерах творчества адыгских авторов первой половины XX века (Х. Теучежа, Ю. Тлюстена, А. Евтыха). Автор обращается к региональным северокавказским научным трудам, затрагивающим гендерную тематику, аргументируется идея о своеобычии этой линии у адыгов с их этническим сознанием. Делается вывод о малом освещении образа женщины в литературоведении, тем более, – в этническом (адыгском) контексте. Подробно анализируется традиционность адыгского этноса; проблема дискриминации применительно к адыгской женщине в семье; характерологический ряд женского образа как в обществе и в семье, так и в произведениях: трудолюбие, рукоделие и т.д., а также умение выстоять в трудной ситуации. Выводом по ряду черт женского характера как в этносе, так и в рассматриваемых произведениях является утверждение о том, что именно право адыгской женщины позитивно влиять на конфликтные ситуации в социуме допустимо рассматривать как доказательство отсутствия какой-либо дискриминации, которое напрямую и плодотворно могло воздействовать на вырабатывание векового этнического сознания.

Ключевые слова: гендер, женщина как образ, адыг, проза, этнос, первая половина ХХ в

2020 № 2 – Дашкова Е.В., Ивушкина Е.Б. «Великий шёлковый путь» как туристский ресурс

Дашкова Елена Валерьевна – кандидат философских наук, доцент, Чеченский государственный университет, г. Грозный, Чеченская республика, Российская Федерация.
Ивушкина Елена Борисовна – доктор философских наук, профессор, Чеченский государственный университет, г. Грозный, Чеченская республика, Российская Федерация.

Северный Кавказ – один из самых красивых и загадочных уголков планеты Земля. Изумительная природа, величественные горные вершины и древние памятники – всё это привлекает многочисленных туристов. Одной из важных задач социально-экономического развития России является создание на Северном Кавказе масштабных современных туристских зон, или, как теперь говорят, дестинаций. Много веков назад здесь пролегал знаменитый Великий шёлковый путь, который играл уникальную роль в социально-экономическом и культурном развитии регионов евразийского пространства. Великий шёлковый путь (ВШП) – грандиозный торговый маршрут, соединивший Восток и Запад и ставший причиной возникновения уникальных городов, исторических памятников, обычаев и даже государств. По сути, это была система караванных дорог, ведущих из Китая в страны Ближнего Востока и Европы. Тропы Великого шёлкового пути являются ресурсами для разработки современных туристских маршрутов. По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), это самый протяжённый современный туристский маршрут в мире. Он охватывает Европу, Азию и Африку и связывает три океана: Тихий, Индийский и Атлантический. Великий шёлковый путь проходил и по южным территориям Российской Федерации и теперь Россия стала одним из активных участников Международного туристского проекта «Великий шёлковый путь». Для реализации международного туристского проекта по этой тематике, необходимо разработать новые туристские маршруты на основе ресурсов субъектов Северного-Кавказского федерального округа.

Ключевые слова: Великий Шёлковый путь, культура, туризм, туристский маршрут, туристские ресурсы

2020 № 3 – Гончаров В.Н., Тронина Л.А., Хохлова Е.А. Социально-философский анализ трудовых традиций: этнокультурный аспект исследования

Гончаров Вадим Николаевич – доктор философских наук, доцент, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Ставрополь, Российская Федерация.
Тронина Лариса Анатольевна – доктор философских наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Российская Федерация.
Хохлова Елена Анатольевна – кандидат философских наук, доцент, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Российская Федерация.

В развитии современного общества важное значение имеет организационная и идейно-воспитательная деятельность. Успешная реализация экономического и социального развития невозможно без учета человеческого фактора, в частности навыков и знаний людей, их производственного опыта. Поэтому культурно-хозяйственные и бытовые традиции в настоящее время обретают реальную значимость, особенно в разных региональных условиях. Все более возрастающий интерес к народной культуре определяется не только потребностями сферы духовной, но и практической обусловленностью и жизненностью народных трудовых традиций. Тем самым создается необходимость изучения культурно-исторического опыта народа и его практического применения. Круг проблем, связанных с трудовыми традициями, очень широк. Одни из них имеют значение для всей страны, другие же обладают региональной спецификой. Отечественные исследователи рассматривают трудовые традиции как постоянно действующий элемент народной культуры, концентрирующий коллективный опыт, передаваемый от поколения к поколению. Под влиянием социально-экономических и хозяйственных изменений одни из них становятся анахронизмом и отмирают, другие же, трансформируясь, сохраняют свою значимость. Некоторые из них представляют собой вторичные формы, порожденные новыми производственными и бытовыми условиями, как прежним, так и новым трудовым опытом.

Ключевые слова: традиции, культура, этнические процессы, общество, сознание, воспитание, ценности.

2020 № 3 – Мельничук П.С. Гибридный характер вооруженного конфликта в Сирийской Арабской Республике

Мельничук Павел Станиславович – Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация.

Рассматривается сущность и содержание вооруженного конфликта в Сирии через призму концепции гибридной войны. Основное внимание уделяется анализу различных точек зрения на природу, цели, инструменты гибридной войны, представленных в отечественной и зарубежной литературе. Показано, что в современных международных конфликтах акцент всё чаще смещается в сторону комплексного применения политических, экономических, информационных и других невоенных мер, реализуемых с опорой на военную силу. Обосновывается необходимость приведения оборонной стратегии РФ в соответствие с вызовами и угрозами информационной эпохи, разработки российской стратегии гибридной и контргибридной войны. Сделан вывод о значимости понимания основных принципов ведения информационно-психологической войны, а также необходимости правильного и успешного использования знаково-символических средств в рамках информационного противоборства.

Ключевые слова: неклассическая война, информационная война, гибридная война, прокси-война, «цветная революция», «ассиметричная» война, гражданская война в Сирии, вооруженный конфликт, гуманитарная миссия, силы специальных операций, кибератаки

2020 № 3 – Келеберда Н.Г., Атанесян А.В. Информационное общество и оптимизация образования в современных условиях: опыт России и Армении

Келеберда Нина Григорьевна – кандидат философских наук, доцент, Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Атанесян Артур Владимирович – доктор политических наук, профессор, Ереванский государственный университет, г. Ереван, Армения.

Внедрение техники в образование приводит к пересмотру границ знания: дисциплины исчезают, размываются «территории» наук, освобождая место для (если можно так выразиться) «сетевых исследований». Выдвигается гипотеза о том, что оптимизация образования является одновременно и условием, и следствием мировоззренческого сдвига. Рассматриваются содержание концепта «оптимизация образования» в контексте развития цифровых технологий в образовании, определяя «оптимизацию» как технический прием. Новизну исследования представляет сравнительный анализ развития процесса оптимизации образования в России и в Армении. Актуальность такого подхода обусловлена необходимостью координации усилий по развитию информационного общества как в формате двухсторонних отношений России и Армении, так и в рамках государств Причерноморья. Авторы опираются на анализ концепций национальных развитий, в которых закрепляются перспективы и цели развития информационных технологий и информационного общества в России и Армении. Изучив стратегические секторы и технологические сферы Армении, делается вывод, что Армения, будучи региональным лидером по разработке информационных технологий, большую часть этих разработок поставляет в страны США и Канаду, и меньшую часть – в Россию. В заключении подтверждается гипотеза о том, что внедрение новых цифровых технологий в образовательный процесс несёт определенные риски, обусловленные, с одной стороны, качеством образовательных услуг в условиях оптимизации образовательного процесса, а с другой - радикальным изменением сознания и мышления современного человека с помощью все той же оптимизации.

Ключевые слова: Россия, Армения, информационное общество, цифровизация, оптимизация образования, информационные технологии

2020 № 3 – Худина Ю.С., Вигель Н.Л., Шишканова Ю.О. Управляемые страхи культуры глобализации: орторексия

Худина Юлия Сергеевна – ассистент, кафедра психиатрии, Ростовский государственный медицин-ский университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Вигель Нарине Липаритовна – доктор философских наук, профессор, Ростовский государственный медицинский университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Шишканова Юлия Олеговна – студент, Ростовский государственный медицинский университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Рассматриваются вопросы влияния современной культуры и социума на формирование уровня восприятия личности. Исследуются особенности взаимодействия человека с окружающей действительностью в экстремальных условиях (период самоизоляции в условиях пандемии COVID-19). Показаны особенности влияния социума на формирование так называемых социальных страхов. Проблема страха имеет свою историю и до сих пор остается актуальной в современном обществе. Вместе с развитием общества страх приобретает новые формы, и в отличие, к примеру, от страха первобытного человека – темноты, одиночества и «нечистой силы», – страхи современного человека направляются культурными доминантами глобализации в область научности. Страх является не только неизбежностью, но и необходимостью, он призван активизировать силы человека и останавливать его в моменты опасности. Страх обладает и рядом отрицательных качеств, направляя действия человека в деструктивное русло. И только благодаря рационализации есть возможность уйти от отрицательного сценария к положительному, таким образом управляя своим страхом. Способность к адекватному восприятию действительности есть принцип здравого смысла человека. Анализируя здоровый образ жизни как бренд и направление культуры глобализации, а в частности, правильное (здоровое) питание, авторы статьи призывают к ответственному подходу к новым предложениям общества потребления в контексте формирования привычек и образа жизни человека XXI века.

Ключевые слова: красота, правильное питание, здоровый образ жизни, управляемые страхи, глобализация, орторексия

2020 № 3 – Евстропов В.М., Трушкова Е.А. Современные представления об экологенезе

Евстропов Владимир Михайлович – доктор медицинских наук, доцент, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Трушкова Екатерина Алексеевна – кандидат технических наук, доцент, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

А.В. Козачек предложил процесс, характеризующий историческим развитием содержания экологической науки и педагогики, называть экологенезом. В этой связи им был предложен подход, согласно которому для понимания сущности и современного состояния объекта профессиональной деятельности инженера-эколога необходимо осуществлять анализ особенностей развития экологической науки в аспекте формирования совокупности экологических знаний как инструмента «передачи» в процессе обучения от преподавателя к слушателю в его развитии в течение исторического времени. С нашей точки зрения, экологенез можно рассматривать гораздо шире, чем только эволюцию объекта экологических знаний и экологического познания. Если исходить из того, что этимологически экологенез можно рассматривать как происхождение экологии, то его изучение должно отражать широко представленную историко-экологическую композицию различных его аспектов теоретического и прикладного характера. Проанализированы, разработанные различными исследователями, методологические подходы, так или иначе отражающих различные аспекты экологенеза. Подходы к изучению экологенеза возможны с позиций классификаций построения экологических законов и теорий, периодизации экологии на основе смены в ней парадигм, на основе анализа развития теоретических исследований в экологии, изучения экологии с позиций системного и формализованно-математического подхода. Полагаем, что вся совокупность анализируемых подходов может служить основой учения об экологенезе, отражающем самые различные аспекты возникновения и развития экологии как науки и экологического образования для успешной практической деятельности специалиста в области экологии.

Ключевые слова: экология, экологенез, периодизация экологии, концептуальные системы, классификации построения экологических законов

2020 № 3 – Петрова Ю.А., Букреева В.В. Культура народов Балканского полуострова: история и современное влияние Турции

Петрова Юлия Андреевна – кандидат философских наук, доцент, Ростовский государственный экономический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Букреева Валерия Владимировна – студентка, Ростовский государственный экономический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Исследуется культурное проникновение Османской империи на территорию Балканского полуострова. Некогда развивающиеся народы Балкан, преодолевающие собственные кризисы, становятся необходимой целью стремительно формирующейся империи. Близкое расположение к Европе и тесное взаимодействие с ней стали решающим фактором для ее завоевания, а также неспособность союзных стран противостоять османам. Постепенный захват привел к полной ликвидации большинства существующих в XII в. независимых государств. Диалог культур происходил в большей своей части как насильственная ассимиляция. Итогом послужило полное вытеснение инородной культуры за пределы собственной территории. Но, несмотря на это, часть культурных аспектов прочно вошла в жизнедеятельность обычных людей и закрепилась в ней как часть собственной культуры. Данная статья посвящена выявлению этих укрепившихся традиций, а также современному влиянию Турции на Балканы.

Ключевые слова: Балканы, Турция, культура, язык, традиции

2020 № 3 – Джиоева И.К., Гуриева Л.К., Техов А.В. Государственная политика Южной Осетии в период восстановления сельского хозяйства в 1920-1930 гг.

Джиоева Ирина Константиновна – кандидат экономических наук, доцент, Юго-Осетинский государственный университет, г. Цхинвал, Республика Южная Осетия.
Гуриева Лира Константиновна – доктор экономических наук, профессор, Северо-Осетинский госу-дарственный университет, г. Владикавказ, Российская Федерация.
Техов Альберт Васильевич – кандидат экономических наук, доцент, Юго-Осетинский государственный университет, г. Цхинвал, Республика Южная Осетия.

Статья посвящена исследованию уникального по историческим масштабам XX века опыта развития сельского хозяйства в Южной Осетии в период реализации новой экономической политики 1920-1930 гг. Основное внимание уделяется проблемам колхозного строительства и кооперации сельского хозяйства в Южной Осетии, а также новым механизмам государственного управления в аграрном секторе экономики за исследуемый период. Показано, что поскольку сельское хозяйство к 1920 г. не подчинялось напрямую государству, координировать трудовую и экономическую деятельность крестьянских хозяйств, а также руководить их инновационным развитием было очень сложно; помимо этого, ситуация была экстремальной и не позволяла применять административные методы руководства. Единственное, что могло себе позволить государство в этот период – это экономическими методами повышать эффективность управления этой отраслью. Так возникали новые стимулы для крестьянских хозяйств в расширения объема товарного производства. Как правило, аграрно-индустриальная трансформация соответствует свободному рынку, особенно в сельском хозяйстве, но для России это не было свойственно, попытки рыночных преобразований в аграрном секторе были пресечены в первый раз революцией 1917 года. Что касается новой экономической политики, то это был эффективный регулятор рынка, который учитывает существующее экономическое положение в стране, в частности, нежелание крестьян продавать зерно ниже рыночной цены, а товары первой необходимости покупать в разы выше их себестоимости, что при любых реформах сильно ограничивает размеры накопления. В такой ситуации люди пытаются только потреблять, а не инвестировать из-за недоверия к финансовой политике государства. Использование успешного опыта реформ сельского хозяйства в период НЭП может способствовать решению проблем устойчивого развития сель-ской местности в Южной Осетии в XXI веке.

Ключевые слова: сельское хозяйство Южной Осетии, рыночные преобразования, новая экономическая политика, эффективность управления

2020 № 3 – Акаев В.Х., Вагабова Н.В. Взаимосвязь этнической культуры и религии: общие и специфические связи

Акаев Вахит Хумидович – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник, Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова Российской Академии Наук, г. Грозный, Чеченская Республика, Российская Федерация.
Вагабова Наида Муратовна – кандидат философских наук, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, республика Дагестан, Российская Федерация.

Осмысливается взаимосвязь понятий «этническая культура» и «религия», выявляя как общие, так и специфические аспекты. Этническая культура рассматривается как результат деятельности представителей этноса, позволяющая им общаться, консолидироваться, ориентируясь на поиск перспектив их развития. С этнической культурой соотносятся традиционная культура, национальная культура, массовая культура. Несмотря на некую близость этих феноменов, они отличаются друг от друга, а в ходе их сопоставления выделяются общие и особенные аспекты. Обосновывается положение о том, что религия является составной частью этнической культуры, формирующая у этноса определенное мировосприятие, повышая его духовный уровень. Духовное развитие этноса, наряду с фольклорными сюжетами, опираясь на религиозные ценности, сохраняются в самой этнической культуре. Исторически перерастая объем этнической культуры, религия распространяется среди разных народов, переставая быть частью культуры отдельно взятого этноса, но становясь при этом фактором объединения различных культурных особенностей. При рассмотрении соотношения религии и нации, следует отметить их специфическую связь. Так, будучи компонентом национальной культуры, религия принимает активное участие в формировании национального самосознания, духовной консолидации и единению людей.

Ключевые слова: культура, этническая культура, национальная культура, религия, ислам, суфизм, ваххабизм, Северный Кавказ

2020 № 3 – Несмеянов Е.Е. Религиозные и светские теории лжи в русской философии XIX-XX вв.

Несмеянов Евгений Ефимович – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой «Философия и мировые религии», Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Последняя треть XX и первой десятилетие XXI вв. показывают рост научных и научно-публицистических трудов по проблемам особенностей и форм существования обмана и лжи в европейской культуре и социальной жизни. Появились концепции, доказывающие необходимость и ценность некоторых форм лжи для сохранения государства, семьи, осуществления реальной практики общения людей. В некоторых психолого-педагогических работах обосновывается мысль о важности лжи и обмана для развития интеллектуальных способностей ребенка и преуспевания в обществе взрослого человека. При всем разнообразии теоретических источников по данной теме, обобщающих философско-культурологических исследований лжи и обмана гораздо меньше. Данная статья является попыткой восполнить частично этот недостаток. Статья начинается с анализа достаточно известного феномена «Русского вранья» как реальной ментальной особенности русской культуры, изначально рассматриваемой в художественной литературе и религиозной философии в России (конца XIX первой трети XX вв.). На основе анализа произведений Ф.М. Достоевского, И.А. Ильина и Л.Н. Андреева, показано влияние концепции лжи Августина (Отца Церкви IV в.) на теорию «Русского вранья» или «Всероссийского вранья». Обосновывается решающее влияние Августина на взгляды русских мыслителей, связанные с выдвижением проблемы лжи в статус важнейшей морально-религиозной и социально-психологической темы христианского богословия. Показан переход проблемы лжи и вранья из христианско окрашенной религиозно-философской «парадигмы», созданной Августином, к светскому аксиологическому взгляду Л.Н. Андреева, а затем, к полному изменению акцентов и выявлению новых смыслов и граней данной проблемы Ю.М. Лотманом. Сделан вывод, что теория Ю.М. Лотмана «закрывает» проблему «Русского вранья» как негативной характеристики русского менталитета, выводя феномен из области религиозной философии и морали в сферу культурологии. Вместе с тем концепция Ю.М. Лотмана не опровергает теорию Августина, сохраняющую свою актуальность для понимания современной системы духовных ценностей в русской культуре XXI в.

Ключевые слова: ложь, обман, предательство, двоедушие, ирония, вранье, бытовая неправда, добродетельная ложь, Русское вранье, Всероссийское вранье, ирреальное говорение, альтернативная история, исправленная реальность, немотивированный обман, духовные ценности, свобода, гуманность, правда, мораль

2020 № 3 – Греков И.М. Религиозные идея и методы работы в гурджиевском учении

Греков Игорь Михайлович – кандидат философских наук, Рязанский государственный университет, г. Рязань, Российская Федерация.

Целью данной статьи является рассмотрение гурджиевской интерпретации понятия духовная работа и методов данной работы. Автором подчеркивается, что, изучая гурджиевскую теорию человека, систему движений и медитативных практик, взаимосвязь антропософии «четвертого пути» и эзотерических форм христианства не только теоретически, но и практически, многие из последователей Гурджиева были непосредственными участниками событий жизни в гурджиевских группах. Сфера их интересов привела к исследованию таких проблем как «внутренняя и внешняя жизнь человека», «механики человеческого поведения», «работа» и др. Автор утверждает, что гурджиевская система «работы над собой» представляет значительный интерес для современности и требует осмысления в контексте религиозно-философского знания. В статье приводится несколько проблем, с которыми, по мнению Г.И. Гурджиева непременно должен столкнуться обычный человек, если он не осознает собственной «механичности». Автор раскрывает суть «четвертого пути» Г.И. Гурджиева, говорит о его религиозно-философских истоках, пишет о необходимости предварительной подготовки перед использованием данной методики. В статье также говорится о «точке опоры», с которой должно начаться преобразование внутреннего духовного мира человека, перечисляются специфические методы, которые следует использовать человеку, желающему постигнуть учение Г.И. Гурджиева о «четвертом пути». Автор подчеркивает необходимость ежедневного «труда над собой», а также подробно описывает препятствия, которые могут помешать человеку достичь желаемого результата. Автор перечисляет семь направлений «внутренней работы над собой», которые можно встретить в трудах Г.И. Гурджиева, обосновывает преимущество антропософской системы Г.И. Гурджиева в сравнении другими философскими направлениями.

Ключевые слова: работа, внутренняя работа, самонаблюдение, намеренное страдание, угрызение совести, самовоспоминание, самоосознание

2020 № 3 – Жолобова И.К. Древнетюркские религиозные верования как часть духовной культуры тюрко-язычных народов Крыма

Жолобова Ирина Константиновна – ассистент, Ростовский государственный медицинский университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Рассматриваются особенности мировоззрения, духовной культуры тюрков, обусловленные общими историческими, этногенетическими, культурологическими и религиозными факторами. Отмечается влиянием древнетюркского кочевого компонента на формирование религиозной системы и этнокультуры народов. Основное внимание уделяется особенностям культа, связанного с почитанием древнейшего божества Тенгри, упоминания о котором встречаются до сих пор и свидетельствуют о синкретическом характере, наличии ассимилированных автохтонных верований в религиозных системах, части духовной культуры таких тюркоязычных народов, как крымские караимы, крымчаки и крымские татары. Приводятся сведения о тенгрианстве, даётся характеристика культовой практики по отношению к Небу, отмечается значимость культа предков и культа почитания священных деревьев, которые вплоть до недавнего времени сохраняли свою актуальность для коренных народов Крыма, особенно, для крымских караимов.

Ключевые слова: Тенгри, религия, Крым, тенгрианство, религиозные верования, фольклор, крымские караимы, крымчаки, культ предков

2020 № 3 – Хиясова С.Г., Мустафаева М.Г., Мусаева Э.Ш. Религиозные традиции и верования в культуре Дагестана: история и современность

Хиясова Сарат Гасановна – кандидат педагогических наук, доцент, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация.
Мустафаева Маида Ганифаевна – доктор философских наук, профессор, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация.
Мусаева Эльмира Шекералиевна – кандидат философских наук, доцент, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация.

Статья посвящена важной и актуальной теме отражения языческих обычаев и обрядов в традиционной культуре Дагестана (на примере традиционного ислама). Авторы поставили целью дифференцировать сугубо религиозно-канонические и собственно пережиточные, языческие форм в данной религии. В результате анализа целого комплекса языческих обычаев и обрядов: паломничество в горы, культ святых, могил, культ умерших предков, магия, и сопоставления их с существующими нормами ислама было установлено, что языческие рудименты прочно укрепились в народном, традиционном исламе. Установлено, что на современном этапе данные пережитки и культы продолжают оказывать влияние на этические, нравственные нормы народов Дагестана, так как зачастую воспринимаются как сугубо канонические нормы ислама. Этим обстоятельством зачастую вызваны многочисленные споры и дискуссии в современном обществе. Суть дискуссий как правило сводится к следующему. В религиозной концепции ислама четко обозначен тезис неприятия в религии каких-либо новшеств. Под новшествами или нововведениями понимается, как правило, все то, что так или иначе накладывалось на ислам на протяжении многих столетий, и что не имеет ничего общего с ранним исламом периода праведных халифов. Отсюда вопрос, является то или иное явление в религии языческим пережитком, рудиментом, либо это канонически оправданное воззрение имеет особую актуальность.

Ключевые слова: культура, религия, рудименты, язычество, ислам, народы Дагестана, обычаи, традиции

2020 № 3 – Аджемян М.И., Петрова Ю.А. Особенности культурно-религиозных традиций армянского народа

Аджемян Мариам Ишхановна – студентка, Ростовский государственный экономический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Петрова Юлия Андреевна – кандидат философских наук, доцент, Ростовский государственный экономический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Статья раскрывает понятия «религиозность» и «армянская религиозная идентичность» в современной Армении, некоторые образцы армянской национальной религии. В частности, рассматриваются традиции армянского апостольского христианства и его народных версий, выраженных в религиозных праздниках и обрядах. Армяне – один из древнейших народов мира, документальная история которого насчитывает около трех тысячелетий. а Армения была первой страной, где христианство было провозглашено как государственная религия. На протяжении столь длительного времени народ не раз переживал и трагические периоды своей истории, и периоды небывалого расцвета, и созидательного труд. К национальным чертам характера армян обычно относят трудолюбие, целеустремленность, энергичность, жизнестойкость, предприимчивость. Им присуще особое пристрастие к учению и ремеслам, уважение к письменной культуре, преданность своему языку, дому и семье. Данному народу присуще вспыльчивость и самолюбие, в сочетании с отходчивостью, добродушием миролюбием, гостеприимством, любовью к музыке и тонкому юмору. В то же время для армян характерен развитый индивидуализм, нежелание подчиняться кому-либо, что позволило им сохранить свою культуру и религию, которые получили яркое воплощение в обычаях и традициях религиозного и светского характера данного этноса и значимы по сей день.

Ключевые слова: религия, Армянская Апостольская Церковь, христианство, идентичность, религиозные праздники

2020 № 3 – Тен Ю.П. Использование мифологических и религиозных символов в территориальном маркетинге стран Причерноморья

Тен Юлия Павловна – доктор философских наук, доцент, Департамент менеджмента, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация.

В статье развивается символико-ценностный подход к анализу брендинга в территориальном маркетинге. Целью исследования выступает анализ конструирования бренда Причерноморского региона на основе обращения к мифологическим и религиозным символам прошлых культурных эпох в истории данной территории. Используется семиотический подход к анализу проблемы брендирования территории. Автор рассматривает бренд как сложную знаково-символическую конструкцию, сужающую нематериальным активом территории. Выявлено, что культурное наследие древних цивилизаций Причерноморья, прежде всего мифологии и религии, является основным в формировании позитивного имиджа данной территории. Обосновывается мысль, что древние мифологические и религиозные символы выступают важными элементами в конструировании коллективной идентичности Причерноморья. При разработке стратегии продвижения бренда Причерноморской территории рекомендовано обращение к древним символам. Если древние символы получат новые, более современные, значения для интерпретации потребителями, то бренд территории со временем станет более конкурентоспособным.

Ключевые слова: территориальный маркетинг, бренд территории, территориальный маркетинг Причерноморья, мифологические и религиозные символы

Донской государственный технический университет
Тбилисский государственный университет
Молдавская ассоциация международного права
Университета Данубиус
Варненский свободный университет им.Черноризца Храбра