ISSN 2414-1143

Поиск статей

Автор
Ключевое слово
Период От До

Результаты поиска

Добрина Е.А. Феномен очищения традиционного ислама от заимствований и нововведений – первый шаг идеологии исламизма на пути к реализации цели возвращения великого прошлого мусульманской общины / аннотация

Добрина Екатерина Альбертовна – аспирант. Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, Россия.

Затяжной политический, экономический и социальный кризисы, а также вызовы современного глобализованного мира вынуждают страны Ближнего Востока определиться с дальнейшем путем развития общества и государства. Идеологи исламизма предложили аутентичное, по их мнению, решение (ар. аль-халь аль-ислами), в соответствии с которым изменить существующую действительность возможно с помощью обращения к наследию великого мусульманского прошлого. Для достижения данной цели необходимо повторить пусть мусульманской общины времен пророка Мухаммада, а именно: начать с распространения знания об истинном исламе и его религиозной догме. Ислам, существующий в современном мире и именуемый “традиционным исламом”, не есть тот чистый ислам, необходимый для возвращения великого прошлого мусульманской цивилизации. Он содержит в себе заимствования и инновации, впитавшиеся в традиции и обычаи его последователей. Идеологи исламизма рассматривают традиционный ислам в качестве одного из своих врагов и призывают к его “очищению” от не исламского элемента. В статье исследуются явления противостояния идеологии исламизма и традиционного ислама, а также процесс очищения традиционного ислама от заимствований и нововведений на примере женской мусульманской одежды, использования имен собственных и праздников.

Ключевые слова: идеология исламизма, традиционный ислам, “чистый ислам”, “исламское решение”, Сайид Кутб.

Добрина Е.А. Доктринальные расхождения между классическим суннитским исламом и идеологией исламизма / аннотация

Добрина Екатерина Альбертовна – аспирант. Южный федеральный университет. г.Ростов-на-Дону, Россия.

Воспоминания о военных успехах мусульманской общины в период зарождения ислама резко контрастировали с действительностью, в которой оказался мусульманский мир в колониальный и постколониальный период. Исламский мир размышлял о причинах неудач и религиозно-политическая идеология исламского фундаментализма – исламизм, предложила свой ответ. В религиозном сознании некоторых мусульман былые успехи подтверждали истинность исламской религиозной доктрины, которая не могла быть причиной современных неудач, в отличие от людей, допустивших изменения и исказивших божественное откровение. Исламизм видит причину социально-политического кризиса в отступлении от истины, в искажении ниспосланной Аллахом религиозной доктрины. Мусульманскому миру необходима реформа существующей религиозной традиции, обращение к истокам, к чистой, не искаженной примесью заимствований и нововведений, доктрине, следование которой вернет мусульманам былое величие. Рассматриваются доктринальные противоречия, существующее между классической религиозной доктриной суннитского ислама и религиозно-политической идеологией исламизма, которые включают в себя различную интерпретацию истории мусульманской цивилизации, расхождения по вопросам следования мазхабам, таклиду, иджтихаду, трактовок концептов джихада и уммы.

Донской государственный технический университет
Тбилисский государственный университет
Молдавская ассоциация международного права
Университета Данубиус
Варненский свободный университет им.Черноризца Храбра