ISSN 2414-1143

Поиск статей

Автор
Ключевое слово
Период От До

Результаты поиска


Notice: Undefined variable: date1 in /home/u6138/science-almanac.ru/docs/articlesearch.php on line 128

Notice: Undefined variable: date2 in /home/u6138/science-almanac.ru/docs/articlesearch.php on line 128

Notice: Undefined variable: date1 in /home/u6138/science-almanac.ru/docs/articlesearch.php on line 137

Notice: Undefined variable: date2 in /home/u6138/science-almanac.ru/docs/articlesearch.php on line 138

Берковский В.А., Тронина Л.А. Социально-исторический аспект взаимодействия этнической культуры и личности в контексте общественного развития / аннотация

Берковский Вячеслав Александрович – кандидат социологических наук, доцент. Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Россия.
Тронина Лариса Анатольевна – доктор философских наук, профессор. Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Россия.

В философии, культурологии и педагогике категория культура рассматривается как явление общественной жизни, как специфический способ деятельности, включающий процесс творческой индивидуальности и неповторимости личности как субъекта. Культура рассматривается как знание, характеризующее различные исторические эпохи, этносы, сферы жизнедеятельности, информирующее об уровне развития общества, о творческих силах и способностях человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, их взаимоотношениях в социуме. Выделяют две сферы культуры - материальную и духовную. Материальная культура включает в себя предметные результаты деятельности людей, культура духовная объединяет те явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной и эмоционально-психологической деятельностью человека. Материальная и духовная культура находятся в органическом единстве, интегрируясь в некоторый единый тип культуры, который исторически изменчив, на каждом новом этапе своего развития наследует все наиболее ценное, созданное предшествующей культурой.Психологический аспект явления культуры взаимосвязан с проблемой объективного и субъективного в становлении личности и изучается в связи с жизнью человека на основе активного усвоения им общественных форм сознания и поведения. Психические процессы рассматривает в контексте взаимоотношений человека с окружающим миром культуры. Культура – явление синкретичное, фон для гармоничных отношений человека с природой, обществом и самим собой, синтез материальных и духовных ценностей, необходимое условие гармоничной взаимосвязи с окружающим миром и обеспечения цивилизованного будущего. Культура, пронизывая всю жизнедеятельность общества, является одной из составляющих обобщенного критерия конкретного исторического бытия. Это специфический способ жизнедеятельности в единстве и многообразии исторически выработанных форм.

Берковский В.А., Леонова Н.А., Тронина Л.А. Исторические формы этнического самосознания в контексте развития современного искусства / аннотация

Берковский Вячеслав Александрович – кандидат социологических наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Российская Федерация.
Леонова Наталья Александровна – кандидат исторических наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Российская Федерация.
Тронина Лариса Анатольевна – доктор философских наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Российская Федерация.

Область этнографии чрезвычайно широка, тем не менее можно условно выделить два класса объектов этой науки в зависимости от ее отношения к своему материалу. К первому классу таких объектов относятся стихийно протекающие этнические процессы или же процессы, имевшие место в прошлом, ко второму - этнические процессы, предполагающие в силу своей природы определенное общественное регулирование. В первом случае задача этнографии заключается в научном изучении фактов и максимально полной реконструкции прошлых этнических культур, во втором ее задача не исчерпывается исследованием и теоретическим воссозданием деятельности этносов, хотя, разумеется, создание теорий является для всякой науки ее первейшей задачей. В обществе перед этнографией все более настоятельно встает задача осуществлять в пределах своей компетенции социально-технологическую, регулятивную функцию. Повышение эффективности выполнения социально-технологических или - уже - социально-педагогических задач этнографией значительно актуализирует проблему дальнейшего уточнения и обогащения ее категориально-понятийного аппарата, мобилизации с этой целью теоретико-познавательных средств иных дисциплин (социальной психологии, литературоведения, лингвистики).

Берковский В.А., Тронина Л.А., Волков А.А. Социально-философский анализ образа жизни в контексте этнокультурных традиций / аннотация

Берковский Вячеслав Александрович – кандидат социологических наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Российская Федерация.
Тронина Лариса Анатольевна – доктор философских наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Российская Федерация.
Волков Александр Александрович – доктор психологических наук, профессор, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Российская Федерация.

Образ жизни – категория историческая, характеризующая реально функционирующую жизнедеятельность людей в прошлом, настоящем и будущем. Образ жизни включает в себя все формы жизнедеятельности людей – личности, группы, общества. В настоящее время понятие образ жизни призвано наиболее всесторонне отразить степень развития данного общества, динамику уровня жизни, гармоничное развитие личности. Образ жизни подавляющего большинства современных семей определяется занятостью супругов в общественном производстве. Проанализированы различные типы развития образа жизни в контексте этнокультурных традиций. Выделены возможные пути использования этнокультурных традиций трудового воспитания и совершенствовании бытовой сферы образа жизни современной семьи. Показано, что для подавляющего большинства семей актуальны проблемы, порожденные широко известной двойной – производственной и семейной деятельностью. Одна из важных проблем в этом аспекте решаемая в государственном масштабе, – повышение уровня развития и дальнейшая специализация общественной сферы услуг, назначение которой – удовлетворить растущие запросы населения в разнообразных формах обслуживания, облегчить трудовую деятельность, создать лучшие условия для отдыха. Однако до какого минимума ни сводилась бы деятельность в семье благодаря реализации этой важной социальной задачи, неравномерная нагрузка в бытовой сфере может сохраняться до тех пор, пока нормой внутрисемейных отношений не станет рациональное распределение работы между всеми членами семьи.

Донской государственный технический университет
Тбилисский государственный университет
Молдавская ассоциация международного права
Университета Данубиус
Варненский свободный университет им.Черноризца Храбра