ISSN 2414-1143

Поиск статей

Автор
Ключевое слово
Период От До

Результаты поиска

Гончаров В.Н. Социально-культурологический аспект религии / аннотация

Гончаров Вадим Николаевич – доктор философских наук, профессор кафедры философии Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета. г. Ставрополь, Россия.

Будучи общественным явлением, религия имеет вполне определенные социальные, гносеологические и психологические корни. Социальные причины ее возникновения - это объективные факторы общественной жизни, связанные с отношением людей к природе и между собой (господство природных сил, стихийность общественных отношений). Гносеологические причины связаны со способностью человека абстрактно мыслить, и, стремлением познавать и объяснять окружающие его явления. Психологические же причины порождены отрицательными эмоциями и переживаниями человека, его неудовлетворенностью реальным положением дел и отсутствием возможностей устранить источник своих проблем. Естественное и понятное, в связи с этим, его желание и попытка уйти от решения сложных проблем бытия и поиск средств избавления в религии, в вере.

Ключевые слова: религия, культура, вера, духовность, общество, общественное сознание, цивилизация, культурное наследие.

Колосова О.Ю., Гончаров В.Н. Ноосферные аспекты экологических проблем / аннотация

Колосова Ольга Юрьевна – доктор философских наук, профессор. Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации. г. Ставрополь, Россия.
Гончаров Вадим Николаевич – доктор философских наук, профессор. Северо-Кавказский федеральный университет. г. Ставрополь, Россия.

Тенденции мирового развития определяются «вызовами истории» в рамках глобальных проблем, требуя от человечества согласованных и неординарных мер по обеспечению своего права на дальнейшее существование. Стохастичность, нелинейность исторических процессов проявляется в полицентризме мирового развития, в диверсификации его механизмов, в необходимости преодоления наиболее грубых и неэффективных его форм – разрушительных кризисов и конфронтации. Конечным результатом многоаспектных и противоречивых процессов динамики современного мира, которые лежат в основе глобализации, должен быть суператтрактор, особенность которого заключается в синтезе ноосферы и эстетосферы. Для ноосферного мышления с позиции синергетики типичен односторонний культ порядка, для эстетосферного – гармоничный синтез порядка и свободы («хаоса»).

Ключевые слова: общество, социально-историческая эволюция, синергетика, глобализация, ноосфера, эстетосфера, суператтрактор.

Колосова О.Ю., Гончаров В.Н. Экономико-экологическая безопасность региона: выбор стратегии / аннотация

Колосова Ольга Юрьевна – доктор философских наук, профессор. Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации. г. Ставрополь, Россия.
Гончаров Вадим Николаевич – доктор философских наук, профессор. Северо-Кавказский федеральный университет. г. Ставрополь, Россия.

Идеи устойчивого развития отвечают объективному требованию времени и могут сыграть значимую роль в определении государственных приоритетов национального государства, стратегии социально-экономического развития и перспектив дальнейших реформ. Мировая практика наработала широкий набор инструментов и методов экономико-экологической политики, которые могли бы быть применены как на государственном, так и региональном уровнях. Актуальной становится проблема формирования системы максимально эффективных, адекватных конкретной ситуации рычагов.

Ключевые слова: экологическая безопасность, стратегия, инструменты политики, устойчивое развитие, регион.

Колосова О.Ю., Гончаров В.Н. Духовная жизнь общества: региональный аспект / аннотация

Колосова Ольга Юрьевна – доктор философских наук, профессор. Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации. г. Ставрополь, Россия.
Гончаров Вадим Николаевич – доктор философских наук, профессор. Северо-Кавказский федеральный университет. г. Ставрополь, Россия.

Актуальность изучения проблемы сохранения духовных традиций в современной культуре определена той важной значимостью, которая принадлежит традициям в процессе социокультурного развития. Сохранению и преумножению ценностей духовной и материальной культуры служат традиции, исследование которых позволяет формулировать и решать принципиально важные проблемы строения и функционирования общества, его культуры и проводить содержательный анализ различных сфер общественной деятельности.

Ключевые слова: духовность, духовная сфера региона, традиции, религия, духовные ценности, общество, культура.

Колосова О.Ю., Гончаров В.Н. Социально-экологический мониторинг как индикатор экологического сознания / аннотация

Колосова Ольга Юрьевна – доктор философских наук, профессор. Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации. Краснодар, Россия.
Гончаров Вадим Николаевич – доктор философских наук, профессор кафедры философии Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета. Ставрополь, Россия.

Рассматривается система социально-экологического мониторинга, позволяю-щая расширить индикаторный набор характеристик состояния и динамики социума до пределов, охватывающих не только социальные процессы, но и все аспекты взаимоотношений между обществом и природой. Система социально-экологического мониторинга позволяет получить социологическую информацию, способствующую устойчивому развитию общества. Она позволяет предметно рассматривать социально-экологические процессы и явления, оперативно обнаружить изменения и общие тенденции трансформирования таких процессов и явлений, одновременно исследовать все социальные субъекты согласно их роли в развитии социально-экологических процессов, обеспечить использование новых методов экологических и социальных экспертиз. Индикаторный набор характеристик состояния и изменения общества в процессе социально-экологического мониторинга расширяется до пределов, охватывающих не только социальные процессы, но и все аспекты связей между обществом и природой. Объектом изучения социально-экологического мониторинга является социум и среда его обитания. Социум утрачивает признаки тотальности, выстроенности. Он проявляется как переменчивая совокупность локальных фрагментов, слабо сообразованных друг с другом, а вследствие этого, содержащих в себе многообразие сценариев дальнейшего развития. Поскольку зримое улучшение экологической ситуации неотделимо от рационализации экономики и роста социальной вовлеченности граждан на конкретном уровне локального сообщества, то именно этот уровень представляется оптимальным для исследования. Именно на этом уровне могут быть наиболее полно учтены особенности и возможности решения локальных проблем и приняты во внимание его культурные, этнические и религиозные особенности, учтен многовековой опыт коренного населения и его традиции, обеспечено справедливое распределение экологического риска внутри сообщества. Получение достоверной информации о переменах, происходящих в общественном сознании, смене общественных ориентаций, их влиянии на экологическое сознание людей, о степени их озабоченности экологической ситуацией, об экологической активности и факторах, побуждающих к этой активности, возможно только при проведении широкомасштабного социально-экологического мониторинга. Для своевременного предупреждения роста социальной напряженности в регионах и в стране в целом, формирования нового экологического сознания, соответствующего современному периоду развития мировой цивилизации необходимо изучение общественного мнения органами государственного управления, общественными организациями, партиями и движениями, учеными и специалистами, представителями СМИ и системы образования. Экологическая информированность является основой формирования экологического мышления. Это позволит изменить ориентированность общества потребления от бездумного разорения и эксплуатации природы к бережному отношению к ее ресурсам, пониманию их подлинной ценности. Изучение общественного мнения по экологическим проблемам с помощью массовых опросов является необходимым, но недостаточным условием прогнозирования социального поведения людей. Рассматривая общественное мнение как один из регуляторов социального поведения в условиях социально-экологической напряженности, нельзя не учитывать и возможность его изменения под влиянием, в первую очередь СМИ, слухов, деятельности системы экологического образования. Ценность социально-экологического мониторинга заключается, прежде всего, в том, что он кроме фиксации изменений общественного мнения населения, позволяет определить эффективность конкретных мероприятий по воздействию на общественное мнение таких факторов как направленность и интенсивность обращений СМИ к экологической тематике.

Ключевые слова: общественное мнение, экология, экологическое сознание, СМИ, информированность, ориентированность.

Колосова О.Ю., Гончаров В.Н. Формирование позитивных экологических практик как условие преодоления экологического кризиса / аннотация

Колосова Ольга Юрьевна – доктор философских наук, профессор. Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации. Краснодар, Россия.
Гончаров Вадим Николаевич – доктор философских наук, профессор. Гуманитарный институт Северо-Кавказского федерального университета. г. Ставрополь, Россия.

Развитие позитивных социальных экологических практик, их широкое распространение через систему научного знания, образования и воспитания, формирование экологической культуры может способствовать преодолению экологического кризиса, удовлетворению первостепенных потребностей общества и обеспечению достойного уровня жизни каждого человека.Содержание и конструктивная ориентированность социальных экологических практик человека в большей степени обусловлены балансом между экологическими проблемами, которые затрагивают качество жизни и заставляют предпринимать активные шаги для снятия экологической угрозы, преодоления экологической опасности, исходными установками на преобразование (интенциями) окружающей среды, социальными качествами, определяющими оптимальный выбор модели общественных изменений, конвенциями как взаимосогласованными действиями социальных субъектов в общем для них социокультурном и природном пространстве, и, наконец, социальными технологиями как инструментами практик.Феномен социальных экологических практик имеет тесную взаимосвязь со структурными трансформациями во всех сферах жизнедеятельности общества. Показатели общественного здоровья представляют собой индикатор данных трансформаций. Общественное здоровье характеризует жизнеспособность общества. Индекс общественного здоровья представляет собой соотношение здорового и нездорового образа жизни населения. Институционализация экологических практик применительно к интегральному показателю здоровья находится в трех уровнях социальной реальности: общественных структур, личности и культуры. Социальные экологические практики представляют собой двойственное явление, в котором тесно переплетаются позитивные и негативные процессы. Последние проявляются в невысоком уровне экологической культуры, выражающемся во всех аспектах жизнедеятельности человека (низкий уровень экологического просвещения, образования, воспитания и поведения). При условии включенности во все социальные институты позитивные социальные экологические практики представляют собой средство инновационной экологической модернизации всех регионов российского общества. Они не только призваны трансформировать социоприродную реальность современного общества, но и способствуют выбору экологически целесообразных моделей повседневного поведения, социоприродной деятельности, отражающих необходимость воссоздания духовно-нравственного отношения к природе. Экологическая идеология, как аксиологический компонент экологической культуры, целенаправленно влияет на формирование экологического гуманизма, понимание природы как высшей общечеловеческой ценности. Экологический гуманизм как современная форма гуманизма включает в себя следующие принципы: гармония человека с природой; равноценность всего живого; ненасилие; самоограничение вместо потребительства; становление любовно-творческой личности; необходимость нравственного самосовершенствования; сохранение разнообразия природы, человека и культуры. Проявлением социальных экологических практик на современном этапе развития общества является быстрое развитие коттеджного строительства, организация дачных кооперативов, экологический туризм, озеленение населенных пунктов, создание заповедно-парковых зон в городах, экопоселений, экологическая этика, что свидетельствует о восстановлении потребности сохранения и приумножения природных богатств и коэволюционного развития общества и природы.

Колосова О.Ю., Гончаров В.Н. Этнические функции культуры: социально-философский анализ этнографического исследования / аннотация

Колосова Ольга Юрьевна – доктор философских наук, профессор. Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации. Краснодар, Россия.
Гончаров Вадим Николаевич – доктор философских наук, профессор. Гуманитарный институт Северо-Кавказского федерального университета. г. Ставрополь, Россия.

В статье с социально-философских позиций анализируется феномен культуры. По мнению авторов, она понимается как созидательная деятельность людей, поскольку ее этнические функции проявляются в самых разнообразных сферах: от материального производства до духовной жизни общества. Обычно при характеристике этнических свойств культуры основное внимание уделяется тем, которые выполняют этнодифференцирующую роль. И это имеет определенные основания. Однако было бы неверно, если бы такой подход полностью заслонил этно-интегрирующие функции культуры. Ведь при всей значимости свойств, выделяющих каждый этнос среди других аналогичных общностей, непременным и важнейшим условием его существования как целостной системы остаются интегрирующие функции культуры. В силу взаимодействия культур, а также определенной культурной конвергентности в развитии народов преобладающая часть этнических особенностей в сфере культуры имеет, как правило, относительный характер. Они выступают как общее свойство нескольких этнических единиц, отличающее одновременно всех их от некоторых других единиц того же типа. Если подойти к данному вопросу абстрактно, то, в конечном счете, придется, чуть ли не каждый компонент культуры рассматривать как относительно специфический. Поэтому относительно специфическими чертами той или иной этнической общности, очевидно, следует практически считать только черты, отличающие ее в первую очередь от общностей, с которыми она находится в сравнительно постоянных контактах. Следует иметь в виду еще одну особенность этноспецифических черт культуры: часть из них объективно являются таковыми, часть причисляется к этой категории этническим самосознанием, играя важную роль в этнической идентификации людей. Нередко объективно существующие этнически специфические свойства культуры и субъективно выделяемые такого рода свойства совпадают. Однако это бывает далеко не всегда, ибо этническое самосознание часто склонно абсолютизировать этническую специфику отдельных элементов культуры.

Гончаров В.Н., Колосова О.Ю. Культурно-исторический анализ славянской религии в контексте этнографического исследования / аннотация

Гончаров Вадим Николаевич – доктор философских наук, доцент. Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия.
Колосова Ольга Юрьевна – доктор философских наук, доцент. Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, Ставропольский филиал, Ставрополь, Россия.

В статье обосновывается, что этнографические исследования представляет собой одну из составных частей научного культурно-исторического исследования общественного развития. По мнению авторов, религиозным мироощущением и тем более ассоциациями религиозного характера проникнуты не только культурные артефакты, но и многие другие, также отражающие идеологические аспекты формирования сознания, систему поведения и взаимоотношения людей. Сила традиции, избирательность и нормирующий характер народной культуры позволили сохраниться некоторым древним сюжетам настолько, что они могут служить источником пополнения сведений о дохристианских религиозных воззрениях славян. Понять первоначальную семантику этих сюжетов и раскрыть их значение можно лишь с привлечением сравнительных данных о верованиях, обрядах, с применением разнообразных исторических свидетельств и древнейших исторических памятников. Все это может быть исторически осмыслено только с учетом древнего языческого миропонимания.Славянское язычество – часть огромного общечеловеческого комплекса, включающего древнейшие верования, обряды, мифологию, послужившие составной частью позднейших мировых религий. Церковь трактовала язычество как антитезу христианству, что не имеет ничего общего с истинным положением вещей, с наукой о религии. Историками, религиоведами, археологами, этнографами доказано, что христианская церковь, борясь с местными культами, тем не менее, впитывала их, включала в свое вероучение, соглашаясь с недостаточной целостностью и логичностью получавшегося синтеза. Характерной особенностью религии вообще является то, что с возникновением новых представлений старые не исчезают, а продолжают существовать наряду с новыми, даже если находятся в противоречии с ними.

Гончаров В.Н, Колосова О.Ю. Социально-философский аспект исследования этнокультурной целостности личности / аннотация

Гончаров Вадим Николаевич – доктор философских наук, доцент. Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Российская Федерация.
Колосова Ольга Юрьевна – доктор философских наук, доцент. Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, Ставропольский филиал, Ставрополь, Российская Федерация.

Идея совершенного человека, возникая как общечеловеческая идея о гармонии с природой и необходимости приспосабливания к ней и преобразовывая ее, ставит человека на новую ступень гармонии. Воспитание совершенного человека отражает уровень национального самосознания и претерпевает постоянную эволюцию под влиянием общественных условий. Народ всегда осознавал общечеловеческие цели воспитания, имел свой идеал совершенного человека и в своей практике воспитания стремился достичь этой цели. Для личности как этнокультурной целостности важно приобщение к этнокультурному наследию, инкультурация. Постигая феноменологию культуры, осваивая этнокультурный феномен, человек становится наследником культуры, формируется как целостная этнокультурная личность – единица сообщества с характеристиками этнического менталитета, связанная с историей этноса, этнокультурой, способная к этническому воспроизведению мира. Специфика культуры определяется особенностями этнокультурной личности. Своеобразие состоит, прежде всего, в неповторимом сочетании общих для всех этносов элементов, в комбинации системы отношений и ценностей. Как индивид личность идентична социальным нормам, эффективна в отношении ожидаемых социальных ролей. Это внешнее соответствие человека этническому идеалу совершенного человека. Этническая принадлежность – это реальная, структурно богатая и сложная связь личности с обществом, включающая в себя социально-экономический, территориально-бытовой, общественно-политический, языковой, духовный и социально-психологический аспекты и отражающая определенную сторону природы человека, гораздо более глубокую, внешнюю по отношению к сознанию и психологии, под которой понимается форма высшей нервной деятельности.

Гончаров В.Н, Колосова О.Ю. Этнокультурный аспект исследования социальной сферы как основы жизнедеятельности человека / аннотация

Гончаров Вадим Николаевич – доктор философских наук, доцент, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Российская Федерация.
Колосова Ольга Юрьевна – доктор философских наук, доцент, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Ставропольский филиал, г. Ставрополь, Российская Федерация.

Вся культура этноса, материальная, непосредственно связанная с жизнеобеспечением, социальная и духовная, детерминируется, организуется, структурируется под влиянием стратегии его жизнедеятельности. Структура жизнеобеспечения этноса состоит из комплекса необходимых компонентов. Один из них – культура жизнеобеспечения, включающая в себя как рациональные, так и иррациональные элементы, специфические элементы идеологии. Поверхностное отношение к традиционному способу ведения хозяйства ведет не только к деградации среды обитания, но и более всего к изменению определенных, существенных черт этнического сознания, которое формировалось веками. Игнорирование культуры жизнеобеспечения самым негативным образом сказывается на развитии этносов, подтачивает основы их существования. Культура – это совокупность моделей поведения, которые человек усваивает в процессе социализации и принятия им своей культурной роли. В культуре содержатся такие модели поведения, следование которым дает возможность наиболее рационально использовать имеющихся географические и климатические условия. Эти поведенческие модели передаются из поколения в поколение в процессе социализации и являются основным механизмом, посредством которого человеческие коллективы адаптируются к окружающей среде. Человек живет не просто в социальной, а в этнической среде. Этнос функционирует благодаря тому, что вырабатывает определенную систему социализации своих членов, в рамках которой происходит воспроизводство и передача культуры, формирование молодого поколения по своему образу и подобию.

Гончаров В.Н., Колосова О.Ю., Литвинова Е.Ю. Этнический аспект различных культур: принципы развития и функционирования / аннотация

Гончаров Вадим Николаевич – доктор философских наук, доцент, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Российская Федерация.
Колосова Ольга Юрьевна – доктор философских наук, доцент, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Ставропольский филиал, г. Ставрополь, Российская Федерация.
Литвинова Екатерина Юрьевна – старший преподаватель, Институт образования и социальных наук, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Российская Федерация.

Функционирование различных культур имеют общие принципы. Развитие — сложный процесс, контекст развития определяют внешние факторы, и главная роль принадлежит политическим, социальным, этическим и этнокультурным факторам. Культурное развитие происходит посредством возрастающей эффективности использования природных ресурсов, подъема производительности труда и экономической специализации. От этого зависят все прочие аспекты культуры, вторичные по отношению к ним. Этническая культура проходит определенные этапы развития и имеет свои особенности, свою собственную логику развития, свой собственный уникальный путь развития. Развитие культуры происходит в недрах этноса, в условиях безусловного существенного этнического единства. Каждая культура, имеет свой собственный уникальный путь развития и может быть понятна только как историческое явление. Нужно понять процесс развития индивидуальных культур, прежде пытаться установить законы развития культуры всего человечества. Культура изменяется посредством перемещения, передвижения ее элементов, причем перемещение затрагивает предметы материального быта и идеи: идеологию и мифологию. В развитии культуры большое значение имеет накопление, сохранение и преемственность культурных традиций, их трансляция последующим поколениям.
Единство мировой культуры, общность культурного богатства человечества, определяют наличие сходных черт и принципов функционирования различных культур, существование закономерностей, общих черт во многих явлениях культуры, независимо от места и времени их появления.

Гончаров В.Н., Колосова О.Ю., Волков А.А. Этнокультурный аспект развития личности в образовательном пространстве / аннотация

Гончаров Вадим Николаевич – доктор философских наук, доцент, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Российская Федерация.
Колосова Ольга Юрьевна – доктор философских наук, доцент, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Ставрополь, Российская Федерация.
Волков Александр Александрович – доктор психологических наук, профессор, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Российская Федерация.

В полиэтническом государстве общие принципы решения этнокультурных проблем часто задаются политической формулой, выражающей общую национально-государственную идею, включая и принципы этнической интеграции. Образовательное учреждение выступает одним из социокультурных механизмов реализации конкретной национально-государственной идеи. Культурные различия, особенно в сфере обычаев и религии, во многих районах мира воспринимались более или менее терпимо. Однако в такой важной области культуры, как образование, терпимость проявляется значительно реже. На глобализацию экономики и индустрии западной культуры наиболее восприимчивые культуры отреагировали мерами, направленными на поиск и сохранение этнокультурной самобытности. Самоутверждение этнокультур становится силой, дающей возможность выдержать кризис самобытности, порожденный глобализацией. В результате этнокультурного самоутверждения возникают новые современные формы выражения самобытности. Процессы, проходящие в мировом масштабе, характеризуются стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры и психологического склада, осознанием миллионами людей своей принадлежности к определенному этносу. Человек ощущает нестабильность окружающего мира. Он ищет защиту, поддержку и уверенность в себе в непреходящих, вечных, стабильных ценностях своих предков, стремится сохранить свою самобытность, уникальную культуру. Интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах: от возрождения старинных обычаев и обрядов, фольклоризации культуры, до стремления создать и восстановить свою национальную государственность. Поэтому именно межпоколенные стабильные общности, прежде всего этносы, приобретают существенное значение в жизни современного человека. Этнокультурное возрождение рассматривается как одна из основных черт развития человечества в XXI веке. Основным каналом воспроизводства культуры в обществе является образование, одна из обширнейших сфер человеческой деятельности, специфический структурный элемент этнокультуры, выполняющий функцию преемственности поколений.

Гончаров В.Н., Тронина Л.А., Хохлова Е.А. Социально-философский анализ трудовых традиций: этнокультурный аспект исследования / аннотация

Гончаров Вадим Николаевич – доктор философских наук, доцент, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Ставрополь, Российская Федерация.
Тронина Лариса Анатольевна – доктор философских наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Российская Федерация.
Хохлова Елена Анатольевна – кандидат философских наук, доцент, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Российская Федерация.

В развитии современного общества важное значение имеет организационная и идейно-воспитательная деятельность. Успешная реализация экономического и социального развития невозможно без учета человеческого фактора, в частности навыков и знаний людей, их производственного опыта. Поэтому культурно-хозяйственные и бытовые традиции в настоящее время обретают реальную значимость, особенно в разных региональных условиях. Все более возрастающий интерес к народной культуре определяется не только потребностями сферы духовной, но и практической обусловленностью и жизненностью народных трудовых традиций. Тем самым создается необходимость изучения культурно-исторического опыта народа и его практического применения. Круг проблем, связанных с трудовыми традициями, очень широк. Одни из них имеют значение для всей страны, другие же обладают региональной спецификой. Отечественные исследователи рассматривают трудовые традиции как постоянно действующий элемент народной культуры, концентрирующий коллективный опыт, передаваемый от поколения к поколению. Под влиянием социально-экономических и хозяйственных изменений одни из них становятся анахронизмом и отмирают, другие же, трансформируясь, сохраняют свою значимость. Некоторые из них представляют собой вторичные формы, порожденные новыми производственными и бытовыми условиями, как прежним, так и новым трудовым опытом.

Гончаров В.Н., Колосова О.Ю., Литвинова Е.Ю. Этнокультурные аграрные традиции: социально-культурный аспект развития / аннотация

Гончаров Вадим Николаевич – доктор философских наук, доцент, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Российская Федерация.
Колосова Ольга Юрьевна – доктор философских наук, доцент, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Ставрополь, Российская Федерация.
Литвинова Екатерина Юрьевна – кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Российская Федерация.

В процессе этнографических исследований современности возник основной вопрос, касающийся общественной сферы, ее сущностей и форм, которые определяются как социальная связь. Проблематика общественной связи рассматривается представителями различных исследовательских направлений прежде всего в рамках социологических наук. Кроме того, роль и значение общественных связей в определенных совокупностях людей прослеживают в своих исследованиях актуальных проблем современности представители таких научных дисциплин, как педагогика, психология, психиатрия, которые в ускоряющемся процессе цивилизации современного мира видят угрозу для человека, становящегося все более одиноким. Эта угроза усугубляется, в частности, постоянным нервно-психическим напряжением, спешкой, избытком информации, а также обезличиванием обще-ственных отношений. Общественная связь представляет организованную систему отношений, институтов, средств общественного контроля, сплачивающую личности, подгруппы и другие составные элементы совокупности в целостность. Каждая совокупность должна быть внутренне организована и упорядочена. Рассматривая аграрные традиции в контексте социально-культурной сферы, выясняются некоторые их теоретические аспекты. Показано, что аграрные традиции выступают как своеобразный феномен в общей системе народной культуры.

Донской государственный технический университет
Тбилисский государственный университет
Молдавская ассоциация международного права
Университета Данубиус
Варненский свободный университет им.Черноризца Храбра