ISSN 2414-1143

Поиск статей

Автор
Ключевое слово
Период От До

Результаты поиска


Notice: Undefined variable: date1 in /home/u6138/science-almanac.ru/docs/articlesearch.php on line 128

Notice: Undefined variable: date2 in /home/u6138/science-almanac.ru/docs/articlesearch.php on line 128

Notice: Undefined variable: date1 in /home/u6138/science-almanac.ru/docs/articlesearch.php on line 137

Notice: Undefined variable: date2 in /home/u6138/science-almanac.ru/docs/articlesearch.php on line 138

Буттаева А.М. Исследование социально-культурной роли и значения исламского образования в Дагестане / аннотация

Буттаева Асият Магомедовна – доктор философских наук, профессор. Дагестанский государственный университет народного хозяйства. Махачкала, Дагестан.

Перспективы развития любого государства определяются не столько успехами в отдельных областях, технологиях, сколько зависят от степени эффективности инновационных механизмов взаимодействия в обществе политических, культурных, духовных и религиозных ценностей. В этом процессе велика роль политики, религии, эффективности механизма взаимодействия различных партий и конфессий, основанного на преобладании духовной составляющей. Сегодня есть люди занятые в сфере распространения религиозных знаний. Отношение к тем, кто пытается распространять религиозные знания, кто пытается влиять на общественное мнение, создавая образ той или иной религии, в частности ислама, за последние годы серьезно изменилось. В этой ситуации вопрос, возможно ли вообще объективное религиозное знание, не академичен. Это вопрос о том, каково будущее ислама, по крайней мере в России, в том обществе, которое сегодня в ней формируется. Вследствие этого встает множество проблем по поводу допустимых и терпимых отношений между личными, общественными и религиозными ценностями. Эти проблемы могут быть раскрыты только в конкретных духовных исканиях, а не разрешены раз и навсегда в ходе разовой дискуссии. Целью статьи является социально-философский анализ ситуации, сложившейся в системе исламского религиозного образования в республиках Северного Кавказа, в частности современного Дагестана. Исследование социально-культурной роли и значения исламского образования на Северном Кавказе и в ее республиках, а также его онтологических и гносеологических аспектов на сегодня представляется актуальной и назревшей необходимостью. При этом однозначно оценить роль и значение, возможности и перспективы исламского образования в республиках Северного Кавказа невозможно. Религиозная грамотность населения, так же как и светская, необходима любому цивилизованному обществу как залог межконфессиональной толерантности, как условие жизнедеятельности в поликультурной, полиэтничной среде, как устойчивый заслон от радикальных взглядов.

Ключевые слова: религия, образование, ислам, религиозная грамотность, экстремизм, терроризм, государство, гуманистическое воспитание.

Буттаева А.М., Асланов А.М., Сулейманова З.С. Межкультурные отношения как диалог конфессий в социальном пространстве и киберпространстве поликультурной России / аннотация

Буттаева Асият Магомедовна – доктор философских наук, профессор, г. Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация.
Асланов Аслан Махмудович – аспирант, Дагестанский государственный университет, Республика Дагестан, г. Махачкала, Российская Федерация.
Сулейманова Зумруд Сулеймановна – аспирант, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация.

Диалог конфессий в контексте межкультурных отношений безусловно занимает особую роль в истории мировой цивилизации в целом, и в частности, стран с поликультурной и поликонфессиональной составляющей. Следовательно, сейчас, в период глобализации, к числу главных задач современного Российского общества относится сохранение поликультурного и поликонфессионального исторического наследия всех народов России, предотвращение возможных конфликтов, формирование в социуме атмосферы уважения к культурным ценностям. В исследовании затрагивается проблема диалога культур в традиционном «измерении» и в «киберпространстве». Отмечено, что идея диалога как формы межкультурного взаимодействия даёт возможность рассматривать проблемы межконфессиональных отношений в системе культуры. Сделана попытка определить название цифровой среде – «кибермир», и ввести её в научный оборот как философскую категорию для обозначения цифровой среды. Предложен подход к пониманию межкультурных отношений как диалога конфессий, что позволяет рассматривать религию как объединяющий фактор культур. Показано, что цифровизация способствует диалогу как межконфессиональному, так и межкультурному, создавая дополнительную среду – кибермир с интенсивной скоростью информационного потока. Во избежание ассимиляции религий в потоке информации в киберпространстве необходима кросскультурная и религиозная грамотность. Подчеркнуто, что именно религия есть фактор, объединяющий культуры и консолидирующийся в межконфессиональном диалоге как в социальном, так и киберпространстве.

Донской государственный технический университет
Тбилисский государственный университет
Молдавская ассоциация международного права
Университета Данубиус
Варненский свободный университет им.Черноризца Храбра