ISSN 2414-1143

АРХИВ

СОДЕРЖАНИЕ
2019 г. № 4

Этнические культуры Кавказа: традиции и современность
(теория и история культуры)

Гончаров В.Н., Колосова О.Ю., Литвинова Е.Ю. Этнический аспект различных культур: принципы развития и функционирования / аннотация

Гончаров Вадим Николаевич – доктор философских наук, доцент, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Российская Федерация.
Колосова Ольга Юрьевна – доктор философских наук, доцент, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Ставропольский филиал, г. Ставрополь, Российская Федерация.
Литвинова Екатерина Юрьевна – старший преподаватель, Институт образования и социальных наук, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Российская Федерация.

Функционирование различных культур имеют общие принципы. Развитие — сложный процесс, контекст развития определяют внешние факторы, и главная роль принадлежит политическим, социальным, этическим и этнокультурным факторам. Культурное развитие происходит посредством возрастающей эффективности использования природных ресурсов, подъема производительности труда и экономической специализации. От этого зависят все прочие аспекты культуры, вторичные по отношению к ним. Этническая культура проходит определенные этапы развития и имеет свои особенности, свою собственную логику развития, свой собственный уникальный путь развития. Развитие культуры происходит в недрах этноса, в условиях безусловного существенного этнического единства. Каждая культура, имеет свой собственный уникальный путь развития и может быть понятна только как историческое явление. Нужно понять процесс развития индивидуальных культур, прежде пытаться установить законы развития культуры всего человечества. Культура изменяется посредством перемещения, передвижения ее элементов, причем перемещение затрагивает предметы материального быта и идеи: идеологию и мифологию. В развитии культуры большое значение имеет накопление, сохранение и преемственность культурных традиций, их трансляция последующим поколениям.
Единство мировой культуры, общность культурного богатства человечества, определяют наличие сходных черт и принципов функционирования различных культур, существование закономерностей, общих черт во многих явлениях культуры, независимо от места и времени их появления.

Ключевые слова: язык, культура, этнос, личность, поликультурная среда, мультикультурность, диалог

Хиясова С.Г., Мустафаева М.Г., Федотова П.Я. Особенности национальной художественной культуры Дагестана XX века / аннотация

Хиясова Сарат Гасановна – кандидат педагогических наук, доцент, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация.
Мустафаева Маида Ганифаевна – доктор философских наук, профессор, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация.
Федотова Полина Яновна – и.о. ректора, кандидат социологических наук, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация.

В исследовании раскрывается потенциал художественной культуры народов Дагестана в XX в. Эта культура представляет большую историческую ценность и научный интерес, ибо история развития художественной культуры народов Дагестана - один из важных аспектов историко-культурного и общественно-политического развития республики. Указанная проблема недостаточно изучена. В статье осуществляется одна из первых попыток систематизированного анализа культуры как опыта диалога образного мышления, эмоций, взаимовлияния людей. Известно, что процесс культуры невозможен без восстановления и изучения имен и идей выдающихся представителей культурного наследия. Вследствие этого исследование насыщено именами известных художников, скульпторов, поэтов и писателей, драматургов. Они внесли неоценимый вклад в сокровищницу национальной художественной культуры Дагестана. С этими именами к нам возвращаются традиции отечественной культуры и мысли. Дагестанская художественная культура ХХ века представлена практически всеми направлениями культуры - от профессионального театра до оперы, от архитектурных школ до постмодернистских исканий в искусстве и живописи и это объективный итог, основанный на реальном содержании и результатах многолетних усилий по развитию национальных культур.

Ключевые слова: культура, искусство, творчество, Дагестан, литература, поэзия

Остапущенко А.А., Петрова Ю.А. Гостеприимство народов Северного Кавказа как один из элементов этнической культуры / аннотация

Остапущенко Алина Александровна – студентка второго курса, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Петрова Юлия Андреевна – кандидат философских наук, доцент, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Исследуется важнейший общественный институт северокавказских народов – гостеприимство. Анализируется его многовековая история, особенности, характер, функции. В современном мире с развитием телекоммуникационных связей, всемирной сети Интернет, изучаемый социальный институт утрачивает былую значимость и претерпевает множество изменений. Вместе с тем некоторые его элементы продолжают передаваться из поколения в поколение. Благодаря данной преемственности, народам Северного Кавказа удается сохранять свою самобытность и уникальность и не померкнуть в социокультурном феномене глобализации. Многокультурность народов Северного Кавказа предполагает наличие тесных культурных связей, лингвистических и поведенческих компетенций. Изучение опыта гостеприимства позволяет не только подтвердить его значимость в укреплении и сплочении людей, но и способствовать расцвету уникальной социальной организации, интерактивности культурной среды. Гостеприимство активизирует творческий потенциал личности в том, чтобы нести радость людям.

Ключевые слова: гостеприимство, Северный Кавказ, горцы, институт гостеприимства, обычаи, традиции, почитание гостя

Вергун Т.В. Этнические деревни как фактор развития этнического туризма / аннотация

Вергун Татьяна Викторовна – кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков и туризма АНО ВО «Северо-Кавказский социальный институт», г. Ставрополь, Российская Федерация.

В статье рассматривается роль этнических деревень в развитии этнического туризма. Отмечается, что этнические деревни являются сравнительно новым сегментом туристского рынка, отражающим этнокультурную мозаику современного мира. Основой создания этнических деревень выступает, как и предполагает название, этнос со своими культурно-историческими традициями, социально-экономическим и государственно-политическим устройством Утрата в условиях глобализирующегося мира многих уникальных и самобытных элементов этнокультуры нашла отражение в поиске многими народами своей идентичности. Туризм как социокультурная практика человечества откликнулся на эти процессы созданием таких центров притяжения туристов, как этнические и этнонациональные поселения, деревни. Понятие «этническая деревня» четко пока что не зафиксировано. Часто в отношение таких поселений применяют понятие «этнографическая», «национальная» и иногда «интернациональная» деревня или поселение. Данный термин может анализироваться с различных позиций. Этнодеревни отражают этнокультурное наследие, включают системы природопользования, жизненные уклады, обычаи, язык, кухню, планировку, вид поселений и строений, формы народного творчества, религиозные и прочие явления духовной культуры. Глобальные кризисы современности, в том числе и кризис социокультурной сферы, чрезмерная прагматизация и коммерциализация культуры, а также растущая угроза культурному и цивилизационному образованию обусловили необходимость всестороннего осмысления и выработки согласованной долгосрочной стратегии, которая обеспечила бы развитие культуры на базе диалога цивилизаций. Показано, что одним из значительных плюсов развития национальных деревень и этнических туристских центров в мире является поддержка местных жителей и представителей малых народов, точнее, носителей культуры.

Ключевые слова: этнический туризм, этнодеревня, культурный ландшафт, культурное наследие

Петрова Ю.А., Кемова М.Р. Адыгея – жемчужина Кавказа, национальные особенности этноса от истоков к современности / аннотация

Петрова Юлия Андреевна – кандидат философских наук, доцент, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Кемова Милана Руслановна – студентка второго курса, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Раскрывается многообразная культура Республики Адыгея. Сегодня Адыгея играет весьма существенную роль в формировании духовного облика человека. Здесь в дружбе и взаимопонимании живут более ста народов, где успешно решаются социальные, экономические и национальные проблемы. В исследовании дано теоретическое обоснование действенности концептуального единства научной рациональности и образного языка древней многогранной культуры и искусства Адыгеи. Согласно исследованиям ученых, в давних адыгейских традициях и обычаях отражено становление индивидуальной системы ценностей личности. Адыгейский народ чтит свои ритуалы, обычаи, на базе которых формируется морально-нравственный кодекс адыгов, именуемый «Адыгагъэ», выступающий ядром адыгской культуры. Звучание адыгской музыки, боевые качества и изысканность черкесского оружия, великолепие национального костюма, национального танца, особенности традиционной кухни издревле составляют сокровищницу культуры адыгов. Детальное рассмотрение национальных особенностей этноса актуализирует возможность и необходимость найти такую форму культуры и искусства, которая отвечала бы потребности человека современной эпохи.

Ключевые слова: Северный Кавказ, Республика Адыгея, культура, адыгагъэ, адыгэ хабзэ, адыги, черкесы

Особенности процессов миграции в современной России

Гуриева Л.К. Проблемы и перспективы миграционной политики России / аннотация

Гуриева Лира Константиновна – доктор экономических наук, профессор, Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, г.Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания, Российская Федерация.

Миграционные процессы играют важную роль для социально-экономического и демографического развития стран и регионов. Вместе с тем, неразрешенность миграционных вопросов в России зачастую является источником демографической напряженности, что требует интенсификации международного сотрудничества страны и реализации эффективной политики для решения возникающих проблем в сфере миграции. Диалектическим вызовом современной России является 2-кратный рост за последнее десятилетие миграционной привлекательности России, с одной стороны, с другой же – 11-кратное увеличение оттока мигрантов из России. Это, во многом, результат противоречивой, непоследовательной миграционной политики, в рамках которой на словах декларируется заинтересованность России в привлечении постоянных мигрантов в целом и «соотечественников» в частности, а на деле наблюдается бурно растущий отток населения России в страны ближнего и дальнего зарубежья преимущественно из-за напряженности на рынке труда, трудностей выгодного трудоустройства на территории России. Такой подход имеет негативный «демонстрационный эффект» для потенциальных переселенцев и вступает в прямое противоречие со стратегической целью стимулирования притока мигрантов для смягчения, продолжающегося последние два десятилетия демографического кризиса в России. Наиболее болезненным для экономики России является высокий образовательный и квалификационный уровень выезжающих из России граждан, что в сравнении с низкой образованностью значительной части трудовых мигрантов, прибывающих в Россию в поисках работы, что приводит к ухудшению качества задействованной на российском рынке труда рабочей силы, и выступает преградой на пути формирования инновационного типа развития российской экономики.

Ключевые слова: миграция, миграционная привлекательность, миграционный отток, миграционная политика

Гуриева C.Д. Социально-психологические характеристики трудовых мигрантов России из стран центральной Азии / аннотация

Гуриева Светлана Дзахотовна – доктор психологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.

Миграция по экономическим причинам – это перемещение людей с целью трудоустройства и адекватного вознаграждения. Трудовая миграция может быть вызвана по таким причинам как желание сменить место работы, социально-культурные, жилищные, экологические, природные, климатические и другие условия. Только пожилые люди или инвалиды могут обойтись без развитой экономики и социальной сферы; все остальные входят в круг потенциальной миграции, при этом социально-психологический портрет мигрантов неоднороден. Экономические и социальные изменения в современном обществе привели к интенсивной и обширной деятельности мигрантов. Статья содержит обзор социальных, психологических и гендерных аспектов миграции из трех стран Центральной Азии (бывшие советские республики) – Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана – в Россию (Санкт-Петербург). Основной целью нашего исследования было выявление социально-психологических механизмов миграции из Центральной Азии, общих и специфических особенностей процесса аккультурации трудовых мигрантов. Участниками исследования были трудовые мигранты из Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана. Исследование проводилось в Санкт-Петербурге. Всего в исследовании приняли участие 98 человек в возрасте от 19 до 42 лет (MD = 32,26, SD = 3,44), среди них женщины – 44%, мужчины – 56%. Три этнические группы представили нашу выборку: киргизы (34 человека), таджики (32 человека) и узбеки (32 человека). Исследование выявило как общие, так и специфические особенности, связанные с определенными этническими группами. Результаты исследования показывают, что существуют значительные различия между мигрантами из Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана по следующим показателям аккультурации: количество социальных контактов (друзей) среди представителей своей национальности и русскоязычного населения, тип стратегии аккультурации, степень удовлетворенность жизнью, культурная и экономическая безопасность, уровень тревожности.

Ключевые слова: миграционные процессы, социальная мобильность, трудовые мигранты, адаптация

Наследие прошлого: Кавказоведение

Бермус А.Г. Е.В. Бондаревская (01.01.1931 – 28.05.2017): опыт реконструкции биографии / аннотация

Бермус Александр Григорьевич – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой образования и педагогических наук, Южный федеральный университет, г.Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Настоящая статья представляет собой один из первых опытов реконструкции научной биографии одного из наиболее известных деятелей российской педаго-гической науки, доктора педагогических наук, профессора, академика Российской академии образования, заслуженного учителя Российской Федерации Евгении Васильевны Бондаревской. Осмысливаются основные этапы ее биографии: от рождения (1931) и до поступления на работу в Ростовский государственный педагогический институт (1958), затем – период активного профессионального роста до 1991 года. Период наивысшего профессионального признания (1991 – 2011) и этап активных методологических исследований (2011 – 2017). Наиболее характерными для периода профессионального роста Е.В. Бондаревской стали идеи нравственного воспитания личности, преодоления противоречий между единством требований к учащимся в рамках школы и индивидуальностью путей их личностного развития, развития педагогической культуры учителя, как ведущего субъекта, организующего образовательный процесс. В дальнейшем эти идеи трансформируются в концепции личностно-ориентированного образования учащихся и воспитания человека культуры, нравственности и гармонически развитой личности. Отдельным направлением научного творчества Е.В. Бондаревской была разработка «гуманитарной методологии» - системы научно-философских представлений об образовании и месте человека в нем. Это позволяло осуществлять осмысленное проектирование и рефлексию образовательных практик в условиях изменяющейся социальной и культурной действительности, успешно координировать индивидуальные процессы личностного роста и глобальные исторические трансформации. В нашем исследовании рассматриваются перспективные линии развития основных идей научного творчества Евгении Васильевны. Так, идеи личностного подхода и личностно-ориентированной педагогики трансформируются с течением времени в философскую и культурную антропологию детства и подготовку педагогов к разработке и реализации вариативных культурно-антропологических практик. Идеи образовательных комплексов (кластеров) приведут к развертыванию сетевых проектов профилизции общего образования и модернизации педагогических практик, к формированию единых воспитательных сред и проектов сопровождения молодых учителей. Проект университизации педагогического образования будет связан с разработкой и внедрением современных корпоративных стандартов в оценке профессиональных достижений, изменения содержания и структуры образовательных программ, повышения их конкурентоспособности увеличением значимости международных исследований и проектов.

Ключевые слова: наследие Е.В. Бондаревской, гуманитарная методология, личностно-ориентированное образование, региональный образовательный кластер, педагогическое образование университетского типа

Донской государственный технический университет
Тбилисский государственный университет
Молдавская ассоциация международного права
Университета Данубиус
Варненский свободный университет им.Черноризца Храбра