ISSN 2414-1143

НОВЫЙ НОМЕР

СОДЕРЖАНИЕ
2021 г. № 2

Социокультурные и этнорелигиозные процессы в Причерноморье
(социальная философия)

Акаев В.Х., Исмаилова Л.М. Современная цивилизация: от достижения высоких технологий к кризису гуманизма / аннотация

Акаев Вахит Хумидович – доктор философских наук, профессор, Грозненский государственный нефтяной технический университет, г. Грозный, Чеченская Республика, Российская Федерация.
Исмаилова Лайла Магомедовна – кандидат философских наук, Грозненский государственный нефтяной технический университет, г. Грозный, Чеченская Республика, Российская Федерация.

Характеризуются достижения современной цивилизации, сопряженные с использованием научно-технических достижений, высоких технологий, детерминирующих развитие экономики, социальных, культурных процессов. Отмечаются и процессы, имеющие негативный характер, связанные с деятельностью транснациональных корпораций, порождающих факторы подавления национальных интересы государств, отдельных народов, вовлекая их в процессы урбанизации, стандартизации этнических культурных ценностей, уродующих традиционные духовно-культурные и моральные ценности.

Ключевые слова: цивилизация, культура, высокие технологии, кризис гуманизма

Янченкова О.А. Ксенофобия и национализм в контексте усиления межэтнических конфликтов / аннотация

Янченкова Ольга Александровна – преподаватель, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Российская Федерация.

В настоящее время можно констатировать довольно высокий уровень ксенофобии в современном российском обществе, который выступает существенной идеологической базой для этнического национализма, усиления нетерпимости и росту межэтнической напряженности, способной проявляться в виде межэтнических конфликтов. Дефицит в российском обществе гражданского доверия и отсутствие механизмов разрешения конфликтов силами гражданского общества продолжает оставаться источником ксенофобии не только по отношению к недавним мигрантам, но и многим представителям коренных для данной территории этносов. Это требует исследования ксенофобии и национализма в контексте усиления межэтнических конфликтов. Ксенофобия возникает и становится особенно заметной в случае существенных различий этнических культур и к этим же различиям или даже противоречиям активно прибегает современный национализм, пытающийся сформировать критический дискурс по отношению к принятым стандартам политкорректности, которые правда в России в целом отличаются от западных в сторону более широкого спектра того, что считается дозволенным. Кроме этого, замешанный на ксенофобии национализм, например в среде русского этноса, в первую очередь проявляется в молодёжной среде, что не в последнюю очередь связано с юношеским максимализмом и нонконформизмом.

Ключевые слова: национализм, ксенофобия, межэтнические конфликты, гражданское общество

Маслова Ю.В. Современные тенденции развития экологической культуры в России / аннотация

Маслова Юлия Владимировна – доцент, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова» г. Новочеркасск, Российская Федерация.

Рассматриваются особенности отечественной экологической культуры в перестроечный и постперестроечный периоды, а также ее развитие в начале ХХI в. Современное российское общество характеризуется стремлением к «институциональному забыванию» и вымыванию традиционных форм экологической культуры, формируя индивидуалистическое («раздробленное») экологическое сознание, поддающееся манипулированию со стороны заинтересованных сплоченных финансовыми интересами сообществ. Следствием этого является массированное спекуляционое использование факторов экологической культуры для достижения политических целей. Поляризация окружающей среды и превращение общего российского природного ландшафта в зоны наибольшего экологического комфорта и зоны экологической заброшенности оказывается следствием резкой поляризации общества по имущественному признаку. В указанных условиях возникает ситуация образования на территории одной страны нескольких экологических зон. Необходимость элиминации очагов экологического бедствия, оставшихся в качестве наследства СССР, становится независимым экологическим фактором, на основе которого возможно создание действительно заинтересованных в обеспечении экологического комфорта организаций и институциональной среды. Современным российским обществом на уровне общественного сознания в полной мере осознается необходимость создания практически ориентированного экологического образования, в основе которого лежат гуманистические ценности, что является существенным условием устойчивого развития современного социума.

Ключевые слова: экологическая культура, перестроечный и постперестроечный периоды, современное российское общество, природные ресурсы, экологическое сознание

Зубарева С.С. Информационная реальность в контексте исторического развития Российской Федерации во второй половине XX – начале XXI века: динамика и направленность / аннотация

Зубарева Светлана Сергеевна – преподаватель, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Статья посвящена анализу специфики формирования информационной реальности в Российской Федерации. Актуальность обращения к исследованию конструирования обновлённой социальной реальности обусловлена тем, что специфика её формирования определяется транзитивным состоянием самого общества и динамикой социальных процессов. Предлагается синергетический подход к анализу сущности феномена информационной реальности. Целью исследования является анализ конструирования информационной реальности как «социальной бифуркации», переломного момента в истории России. Предложена модель социальной бифуркации российского социокультурного пространства, выраженная в развитии и становлении информационного общества, базирующаяся на совокупности исторических событий, коренных изменениях в различных отраслях общественной жизни. Отмечается, что в период формирования обновлённой социальной реальности трансформации подверглись различные социальные и экономические отношения. Ключевой характеристикой обновлённой реальности является технология, замещающая человеческую деятельность. Однако не только технологический прогресс стал определяющим элементом в конструировании реальности информационного общества. Автор обращает внимание на то, что в странах Причерноморья, объединённых общей культурной историей, политическими и торгово-экономическими связями, это стало возможным благодаря проникновению и укоренению западноевропейских ценностных ориентаций, стиля жизни и способа восприятия окружающего мира информационного общества.

Ключевые слова: информационная реальность, цифровое поколение, цифровое общество, глобализация, социальная бифуркация

Хиясова С.Г., Мустафаева М.Г., Мусаева Э.Ш. Идентичность студенческой молодежи и новая социальная реальность / аннотация

Хиясова Сарат Гасановна – кандидат педагогических наук, доцент, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация.
Мустафаева Маида Ганифаевна – доктор философских наук, профессор, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация.
Мусаева Эльмира Шекералиевна – кандидат философских наук, доцент, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация.

Анализируется степень влияния интернет-пространства на молодежь в современной культуре. Отмечается, что на современном этапе общество и культура перестали считаться основными институтами социализации, которые играют главную роль в вопросах идентификации личности. Эту нишу заняли глобальная сеть и информационно-коммуникативное пространство. Отмечаются необходимость развития у молодежи навыков критического мышления и медийной грамотности, т.к. их отсутствие может иметь ряд негативных последствий, начиная от конфликтов на религиозной почве, до нарушения этнонациональной и гражданской иден-тификации. Проведено аудиторное анкетирование, выявлено, что цели посещения социальных сетей молодежью различны в разном возрастном диапазоне. И если в одном случае интернет-пространство используется в образовательно-познавательных целях как удобная площадка для получения информации, то в другом – в целях развлечения и досуга. На современном этапе вследствие чрез-мерного погружения молодежи в интернет-пространство наблюдаются процессы неконтролируемой социализации, а также формирования ложной идентичности, когда уместно говорить о многообразии проявлений у молодежи «собственного Я». Рекомендуется сделать объектом специального исследования изучение настоящих мотивов «погружения» молодежи в виртуальную реальность, что позволит специалистам оказать помощь молодежи в вопросах самоидентификации, индивидуального выбора той модели поведения, которая соответствовала бы их истинной сущности.

Ключевые слова: информационная реальность, цифровое поколение, цифровое общество, глобализация, социальная бифуркация

(философская антропология, философия культуры)

Бачиева Р.И., Рамазанова М.Ш., Исаева Р.И. Социально-философский анализ образа жизни в контексте этнокультурных традиций / аннотация

Бачиева Рупия Изитдиновна – кандидат филологических наук, доцент, Ростовский государственный экономический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Рамазанова Марин Шарапудиновна – кандидат филологических наук, доцент, Дагестанский государственный медицинский университет, г. Махачкала, республика Дагестан, Российская Федерация.
Исаева Рашия Изитдиновна – старший преподаватель, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, г. Махачкала, республика Дагестан, Российская Федерация.

Турецкий язык был распространен на обширных территориях, простирающихся от современной территории Монголии до северного побережья Черного моря, Балкан, Восточной Европы, Анатолии, Ирака и обширной территории северной Африки. Турецкий язык контактировал с различными языками, которые не идентичны его по происхождению. По этой причине между этими языками и турецким языком было взаимное влияние и заимствования, представляющие собой неизбежное последствие столь длительного контакта. Население районов, где язык был длительно распространен, а также близлежащих территорий, находящихся под его воздействием в различные исторические периоды, постепенно формировало и передавало из поколения в поколение различные диалекты и акценты. Всю историю существования языка турецкого народа можно представить тремя основными группами: старотурецкий (c VII по XIII века), среднетурецкий (с XIII по XX век) и новый турецкий, начиная с XX века. Тот факт, что новый турецкий язык имеет свою фонетическую, морфологическую и синтаксическую структуры и обладает богатым словарным запасом дает возможность рассмотреть его как культурный и социальный феномен через понятие национальной связи турецкого народа и лингвистической компетенции как системы языковых знаний, которыми обладают носители турецкого языка.

Ключевые слова: турецкий язык, языковая компетентность, языковой код, коммуникация, невербальное общение

Гордиенко Д.Я., Иманмагомедова Э.А., Акавова А.И. Особенности культуры и языка грузинского народа / аннотация

Гордиенко Динара Якубовна – кандидат филологических наук, доцент, Ростовский государственный экономический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Иманмагомедова Эльмира Алиевна – кандидат филологических наук, Дагестанский государственный медицинский университет, республика Дагестан, Российская Федерация.
Акавова Аида Исламгереевна – кандидат филологических наук, доцент, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, г. Махачкала, республика Дагестан, Российская Федерация.

Культура состоит из множества элементов. Одни из элементов, составляющих культуру более очевидны, другие менее: одежда, язык, еда, обычаи, убеждения, ценности, религиозные верования, суеверия и т.п. В последние годы наблюдается рост академического интереса к культуре и наследию стран Причерноморья. Усиление акцентов и интереса в вопросах национальной идентичности в государствах региона внесли значительный вклад в научные дискуссии. Культура и язык Грузии менялись, обогащались и развивались в процессе многовековой историей, формируя уникальные обычаи и традиции. При этом вопрос о национальной одежде в историческом и культурологическом аспектах, ее связи с национальной идентичностью рассматривался в публикациях редко. Подчеркнуто, что грузинский национальный костюм раскрывает культурные традиции, историю, верования, представления о красоте грузинского народа.

Ключевые слова: культура, язык, нация, идентичность, грузинский народ, национальный костюм, грузинская письменность, агглютинаивный язык

Макарова О.С., Павленко В.Г., Гончаров А.С. Концептуальное значение развития языковой личности в полилингвальном пространстве Cеверо-Кавказского региона / аннотация

Макарова Олеся Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Российская Федерация. Павленко Вероника Геннадиевна – кандидат филологических наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Российская Федерация. Гончаров Артем Сергеевич – студент, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Российская Федерация.

Исследуются структурно-функциональные свойства развития языковой личности в двуязычной и многоязычной среде. Особое внимание уделяется факторам, влияющим на развитие языковой личности в поликультурном и полилингвальном пространстве Северо-Кавказского региона. Выявляются основные особенности развития языковой личности, даётся общая характеристика уровням владения языком, а также тем факторам, которые могут сформировать в социальном и языковом пространстве линвгоментальный комплекс за счёт усвоения новых культурных концептов и ценностных аттракторов. Оценивается фактор владения родным и иностранным языком у представителей кавказской культуры. Для изучения социолингвистического материала приводится концепция языкового контакта Вайнрайха и концепция языковой личности Вайсгербера, используются результаты исследований современных социолигвистов М.М. Кашапова и В.Н. Топорова. Диалог культур в многоязычной среде анализируется с точки зрения демонстрируемых языковых и неязыковых реакциях, которые проявляются наиболее наглядно в ходе столкновения различных лингвокультур. Совокупность языковых и культурных противоречий порождает множество барьеров: социальных, психологических, языковых. Подчеркнуто, что нивелирование их возможно только при установлении целостного контакта между коммуникатором и реципиентом, где и проявляется вся полнота речевой деятельности и раскрывается сущность языковой личности.

Ключевые слова: интеркультурная коммуникация, языковая личность, многоязычие, лингвоментальный комплекс, полилингвальное пространство, лексикод, культурный концепт

Хуако Ф.Н. Художественный текст и его понятийный ракурс в условиях русско-черкесского билингвизма / аннотация

Хуако Фатимет Нальбиевна – доктор филологических наук, профессор, Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп, Республика Адыгея, Российская Федерация.

Предметом исследования выступает черкесская эстетика. Языковая панорама черкесов несет русско-черкесскую двузначную сердцевину, чем объясняется потребность обратиться к современному авторскому созданию текста с позиций коммуникации, учитывая этно-своеобразное в конкретной эстетике. Подчёркнуто, что внимание исследователей к вопросам ментального мышления в двузначном языковом оформлении художественного текста сегодня усиливается. Показано, что в билингвальном русско-черкесском пространстве на протяжении всего его существования компонуется текстовое вкрапление в изложение разнообразных, семантически насыщенных менталитетом черкесов, выразительных средств, обозначаемых как «ментальные фраземы». Делается вывод, что словотворцы, сами являющиеся носителями национального языка, умышленно и планомерно включают в продуцируемый ими текст соответствующие выразительные обороты, порой просторечные, но несущие нужную авторам тональность. Заключение содержит мысль о том, что современному черкесскому автору удается рассмотрение в художественном изложении философских истин, продолжающих наполнять ментальные интересы и по сей день. В качестве методики, применяемой в исследовании, преимущественно используется периодическое сопоставление имеющихся по вопросу понятийных данных, а также производимый на его основе терми-нологический анализ, помогающий захватить объективный ракурс проблемы с привлечением текстовых иллюстраций.

Ключевые слова: художественный текст, этнос, черкес, билингвизм, ментальная фразема

Дашкова Е.В. Этнокультурный туризм в контексте межкультурной коммуникации / аннотация

Дашкова Елена Валерьевна – кандидат философских наук, доцент, Чеченский государственный университет, г. Грозный, Чеченская республика, Российская Федерация.

Понятие «туризм» фундирует собой целый ряд феноменов человеческого существования, напрямую связанных с выходом за пределы своей повседневности. Именно поэтому, когда мы говорим о туризме, речь, как правило, идёт не о деловой поездке, а скорее о путешествии рекреационного и познавательного характера. В статье анализируется этнокультурный туризм в контексте межкультурной коммуникации. Обосновано, что этнокультурный туризм как совокупность туристских практик, в которых демонстрируются самые различные срезы бытия человека в культуре, играет одну из определяющих ролей в многообразии межкультурной коммуникации, знакомстве с региональными культурами и познании традиционных укладов, ценностей и народных верований. Этнокультурный туризм не только может формировать историческую память, необходимую для формирования гражданской культуры, но и выступать средством эстетического наслаждения и познания форм культуры в их многообразии. Высказано предположение, что этнокультурный туризм требует от своих участников большей подготовки и желания познавать специфику народов России и всей планеты, что откладывает отпечаток на людей, выбирающих этнокультурный туризм в качестве досуговой практики и одновременно духовного постижения реальности.

Ключевые слова: этнокультурный туризм, межкультурная коммуникация, историческая память, гражданская культура, ценности

(философия религии, теология)

Греков И.М., Орленко О.А. Христианская символика смерти в трудах представителей русской религиозной философии / аннотация

Греков Игорь Михайлович – кандидат философских наук, Рязанский государственный университет, г. Рязань, Российская Федерация. Орленко Ольга Александровна – кандидат философских наук, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Рассматривается специфика и сущностные черты христианской символики смерти в русских религиозных философов XIX-XX вв. Отмечается, что невысокая степень разработанности данной темы создает проблему трансляции христианских символов в учебных курсах религиоведческой направленности современных российских вузов. Подчеркивается недостаточная степень разработанности таких аспектов христианской символики, как установление источника происхождения, специфики изображения и выявления сущностных признаков христианской символики смерти на основе исследования трудов представителей русской религиозной философии. Раскрываются связь между двойственным пониманием смерти, сложившимся в русской религиозной философии в XIX-XX вв., и спецификой изображения христианских символов смерти в религиозном искусстве. Отмечается наличие в русской философии как теологической, так и психологической точек зрения на интерпретацию христианских символов смерти. На основе исследования работ Л.П. Карсавина, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина и А.Ф. Лосева, выявляется такие христианские символы смерти, как крест, солнечное затмение, голова (череп) Адама, пшеничное зерно, песочные часы (время), дверь, цветок. Приводятся примеры воплощения христианских символов в религиозном искусстве, сделан вывод, что символы смерти в русской религиозной философии одновременно выступают символами воскрешения.

Ключевые слова: Бог, христианские ценности, смерть, символы смерти, символ воскресения, образ смерти

(теория и история культуры (исторические науки))

Узнародов Д.И. Украинское население Крыма в 1989-2014 гг.: специфика демографических трансформаций / аннотация

Узнародов Дмитрий Игоревич– кандидат политических наук, научный сотрудник, Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Рассматривается специфика демографических трансформаций украинского населения Крыма в период с 1989 по 2014 гг. На основе анализа данных переписей населения 1989, 2001 и 2014 гг. выявляются демографические изменения внутри украинского этноса на протяжении двух периодов: с 1989 по 2001 гг. и с 2001 по 2014 гг. Проводится анализ изменения численности украинского этноса в разрезе муниципальных образований Крымского полуострова. Делается вывод, что процентное соотношение украинского этноса в структуре населения Крымско-го полуострова, которое мы могли наблюдать в период с 1989 по 2001 гг., было сформировано в результате проводимой властями страны в конце 40-х-начале 50-х гг. политики переселения в этот регион граждан из различных республик Советского Союза, главным образом, РСФСР и УССР. Отмечается, что районы с максимальной численностью украинского этноса исторически располагаются в северных районах Крымского полуострова, а с наименьшей – в южных. Как пока-зало исследование, изменения в этнической структуре начали происходить после событий 2014 г. и вхождения Крыма в состав Российской Федерации, когда, согласно проведенной в 2014 г. переписи населения, численность украинцев в республике, по сравнению с 2001 г., сократилась почти на 9%. Согласно проведенному анализу, если в период с 1989 по 2001 гг. максимальные масштабы сокращения численности украинского этноса происходили в центральной части Крымского полуострова, то в период с 2001 по 2014 гг. наибольшие масштабы снижения численности украинского этноса наблюдались в муниципальных образованиях северной части Республики Крым, что, по нашему мнению, объясняется, главным образом, оттоком населения с этих территорий, обусловленным негативной реакцией некоторых украинцев на события «Крымской весны» 2014 г.

Ключевые слова: Крымский полуостров, украинский этнос, население, демография, этническая структура

Донской государственный технический университет
Тбилисский государственный университет
Молдавская ассоциация международного права
Университета Данубиус
Варненский свободный университет им.Черноризца Храбра