ISSN 2414-1143

НОВЫЙ НОМЕР

СОДЕРЖАНИЕ
2021 г. № 3

Современные методологии исследования социокультурных феноменов
(социальная философия)

Гетманов И.П. Системно-синергетический взгляд на проблему эволюции культуры / аннотация

Гетманов Иван Петрович – доктор философских наук, профессор, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

В статье развивается идея эволюции культуры и коэволюции культур. Для обоснования своих взглядов автор применяет эволюционно-синергетический подход. Понятие культурного аттрактора используется для обоснования идеи коэволюционной унификации культур. Закономерности развития культуры таковы, что последующие культуры находятся под влиянием предшествующих культур. Человечество находится в плену, как древних, так и новых мифов. Процесс унификации культур проходит через хаотическое состояние, через периоды повышения энтропии общественных систем и национально-этнических культур. Драматизм эволюции культуры заключается в том, что взаимовлияние культур не является симметричным. Последние два столетия Западная цивилизация доминировала в социально-политической, научно-технической, и информационно-технологической областях. Это обусловило ее доминирование в мире. Отмечается, что в различных областях общественной жизни могут доминировать различные нации. Также утверждается, что ускорение информационных процессов, формирование глобальных информационных сетей неизбежно нивелирует культурные различия народов. Выделяются три уровня коэволюции культур, каждый из которых включает взаимодействия между культурами одновременными, одно-пространственными, разновременными и разнопространственными.

Ключевые слова: культура, эволюция, коэволюция, массовая культура, эволюционно-синергетический подход, уровни коэволюции, культурный аттрактор, унификация культур

Смирнов А.Ю. Риски влияния цифровых технологий на основную функцию института образования / аннотация

Смирнов Андрей Юрьевич - преподаватель, филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Сызрань, Самарская область, Российская Федерация.

Основная цель данной статьи – анализ рисков массового внедрения цифровых технологий и их влияния на основную функцию социального института образования. Независимо от исторически сложившихся научно-концептуальных подходов к институциональному строению общества основной функцией рассматриваемого института является образовательная, которую принято делить на образование и обучение, не являющиеся синонимами как считают многие. Каждый из этих элементов имеет собственное содержание и задачи. Они определяют основные социально-статусные характеристики человека, влияющие на его последующее бытие в социуме. В данной статье содержится краткая характеристика процесса цифровизации как основного феномена современности, определена значимость его воздействия на развитие всех сфер общества. Обозначена также специфика и показан противоречивый характер протекания этого процесса: а именно раскрыта негативная составляющая влияния цифровизации на основную функцию социального института образования. Значимость цифровых технологий достаточно четко обозначена и имеет реальное проявление в жизни каждого современного человека. Процессы обучения и получения образования не являются исключением. При массовом внедрении новшества наряду с позитивом всегда присутствуют возможные негативные последствия. Как правило, они носят вероятностный, зачастую непредсказуемый характер. Материалы научной статьи содержат результаты исследований, демонстрирующие конкретное проявление прогнозируемых негативных последствий и их предметное существование в современной системе образования.

Ключевые слова: институт образования, образовательная функция, цифровизация, цифровые технологии, интеллектуальные технологии, риски внедрения цифровых технологий

Черепанов А.Ю. Гибридные войны современности / аннотация

Черепанов Андрей Юрьевич – старший преподаватель, филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Сызрань, Самарская область, Российская Федерация.

Основная цель статьи – формирование представления о современной гибридной войне. Рассматриваются исторические формы гибридности и их трансформация на современном этапе. Выяв-ляются цели гибридных войн, причина их возникновения, а также основные участники данных конфликтов. Показано, что гибридность была присуща войнам всегда, современные гибридные войны вышли на совершенно новый уровень. Первоначально гибридность выступала как вспомогательная функция классических войн, сейчас это абсолютно самостоятельная система, объединяющая взаимосвязанные элементы, работа которых направлена на достижение одной цели. Одной из основных форм ведения современной гибридной войны является применение скрытых не всегда вооруженных формирований, целью которых является уничтожение стабильности существующей власти.

Ключевые слова: гибридная война, протест, нерегулярные формирования, страна агрессор, уничтожение политического строя

(философская антропология, философия культуры)

Саламова З.М., Рамазанова П.М., Абдулжалилова Х.И. Символические маркеры национальной идентичности турецкого народа / аннотация

Саламова Заира Магомедгаджиевна – кандидат филологических наук, доцент, Дагестанский Государственный Медицинский Университет, г. Махачкала, республика Дагестан, Российская Федерация.
Рамазанова Патимат Муртузовна – кандидат филологических наук, доцент, Дагестанский Государственный Медицинский Университет, г. Махачкала, республика Дагестан, Российская Федерация.
Абдулжалилова Хадижат Исмаиловна – кандидат филологических наук, ассистент, Дагестанский Государственный Медицинский Университет, г. Махачкала, республика Дагестан, Российская Федерация.

В течение жизни люди интерпретируют окружающий мир с помощью символов, приобретенных в сообществах, к которым они принадлежат. Символы передают информацию и, следовательно, демонстрируют сплоченность и приверженность нации, ценности и образ жизни. Символические маркеры турецкой нации, как любой другой, отличаются определенными средствами, что различает их от других. Начиная от языка и до действий в повседневной жизни, все можно принять за символы, и эта многослойность и всеобщность делает изучение символов чрезвычайно важным. Вводя базовое понятия символа, с помощью семиотического и теоретического анализа мы демонстрируем идентичность турецкого народа. Для целей исследования национальных символов турецкого народа, проявляющихся в языке, культуре и национально-гражданской идентичности, рассмотрены символические характеристики, используемые для определения идентичности тюркоязычного народа, а также культура, национальный колорит, музыка, кухня и государственные национальные символы. Применен эпистемологический подход, определяющий основу данного исследования в разработке концепции, детализированной части национальных символах турецкой нации.

Ключевые слова: национальные символы, маркеры, идентичность, тюркоязычный народ, национальный колорит, турецкая кухня

Мустафаева М.Г., Ф.М. Мустафаев, Хиясова С.Г. Реализация концепции духовно-нравственного образования студенческой молодежи (на примере Дагестанского государственного педагогического университета) / аннотация

Мустафаева Маида Ганифаевна – доктор философских наук, профессор, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация.
Мустафаев Фарид Мустафаевич – доктор философских наук, профессор, Университет «Синергия». г. Москва, Российская Федерация, Российская Федерация.
Хиясова Сарат Гасановна – кандидат педагогических наук, доцент, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация.

Предметом рассмотрения является складывающаяся практика участия общественных институтов в духовно-нравственном образовании студентов и школьников, и в ее рамках практика государственно-религиозного партнерства. Анализируется сформировавшаяся модель деятельности «вуз- школа-социальное партнерство». Более подробно рассматривается процесс формирования системы государственно-религиозного партнерства в духовно-нравственном образовании студентов, осуществляемый в учебно-педагогическом процессе профессорско-педагогическим коллективом старейшего на Северном Кавказе Дагестанского государственного педагогического университета. Почти на всех факультетах педагогического вуза ведутся дисциплины – религиоведение, история мировых религий. Подчёркивается, что подготовка студентов в данном направлении является необходимой для современного специалиста. На основании анкетных опросов, сделан вывод, что студенты вуза с интересом изучают особенности религий Дагестана как полинационального и поликонфессионального региона РФ, растет интерес к мусульманскому праву, религиоведческим дисциплинам в целом. Такой интерес объясняется не только признанием серьезного вклада мусульманских юристов в мировую правовую культуру, сколько той ролью, которую в современном мире играет ислам, оказывающий прямое влияние на политическую ситуацию во многих странах и систему международных отношений в целом.

Ключевые слова: государство, школьники, студенты, духовно-нравственное воспитание, духовенство, конфессия, социальное партнерство

Хуако Ф.Н. Интертекстуальность жанра с учетом диалогизации и национальной применимости / аннотация

Хуако Фатимет Нальбиевна – доктор филологических наук, профессор, Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп, Республика Адыгея, Российская Федерация.

Исследуется хронология развития терминологических компонентов интертекста, освещаются некоторые этапы изученности в отечественной и зарубежной филологической, социологической и культурологической науке. Рассматривается и пошагово анализируются определения интертекста и интертекстуальности в работах Н. Фатеевой, Д. Багрецова, Г. Буркитбаевой, Н. Фейрклау, Ю. Кристевой, М. Кремшокаловой и др. Исследуется вопрос о практической применимости интертекста, а также его национальной применимости. Рассматривается современное воздействие мифического постмодернизма. Показано, что многие действующие тенденции постмодернизма приобрели в черкесской прозе нового тысячелетия собственную лингвопоэтику. Выделяемые нами интертекст и интердискурс работают специфическими языковыми и смысловыми чертами тех или иных восклицаний вызывают интержанровость данных фрагментов в соответствующем (в том числе, и в адыгском) языке. Таким путем авторское созидание, противостоящее авторскому уходу, совсем не возражает интертексту, поскольку последний определяется и в качестве равновесия словесных изложений. При этом с учетом многочисленности имеющихся в умах и форсируемых литературной строкой трактовок получателя, одной из самых важных ее сторон действует именно понимание абонента, являющее собой как раз достоверный интертекстуальный ресурс.

Ключевые слова: интертекст, дискурс, художественная литература, постмодерн, коммуникация, речевой акт

(религиоведение)

Бондаренко Т.А. Трансформационные эффекты виртуальной реальности / аннотация

Бондаренко Тамара Алексеевна – доктор философских наук, профессор, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Реконструируется понятие виртуальной реальности, которая определяется как символическая, по сути, объективно и актуально существующая реальность. Она изначально задается человеком, отличается динамичностью и активно взаимодействует с человеком и обществом в целом. Будучи символической по своему характеру, она объективно существует лишь в сознании человека в момент пребывания в ней. Отмечается, что в силу указанных свойств виртуальная реальность выступает значительным фактором влияния на человека, которое носит амбивалентный характер, имеет свои как положительные (лабильность, новый коммуникативный опыт, релаксация и др.), так и отрицательные последствия (психологический дискомфорт, текущий стресс, зависимое поведение и пр.). Обозначены изменения в рамках самосознания личности, которые проявляются в социально значимых для самой личности поступках. Показано, что виртуальная реальность способна помочь раскрыть внутренний мир человека, особенно его скрытые желания, мысли, тяготения. Её посредством человек может получить моральную поддержку, что в целом повысит самооценку, положительно повлияет на психологическое состояние и обеспечит уверенное и эффективное поведение. Статья указывает на актуальность проблематики и с точки зрения философии, и с точки зрения практической значимости, особенно в сфере психологии и педагогики.

Ключевые слова: виртуальная реальность, самосознание личности, амбивалентность, факторный потенциал виртуальной реальности, виртуальное поведение

(теория и история культуры)

Агапов Е.П., Пендюрина Л.П. Логическая культура древней Руси / аннотация

Агапов Евгений Петрович – доктор философских наук, профессор, Ростовский государственный экономический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Пендюрина Людмила Петровна – доктор философских наук, доцент, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Статья посвящена становлению логики в России, которое началось в 18 в. Однако её предпосылки уходят в значительно более глубокие пласты отечественной культуры. Логическая культура любого общества представляет собой характерную для него совокупность стереотипов мышления, которая проявляется в способах аргументации, а также в умении оценивать умозаключения, разрабатывать гипотезы, систематизировать объекты и т. д. Первым логико-философским трактатом в Древней Руси считается «Изборник Святослава», логическая часть которого содержала изложение аристотелевского трактата «Категории», а также комментария к нему, написанного в 3 в. сирийским логиком Порфирием. Более обширный логический материал можно было почерпнуть из переводов и переложений «Диалектики», написанной в 8 в. византийским богословом Иоанном Дамаскином. В ней рассматривались аристотелевские категории, а также суждение и категорический силлогизм. Возникновение логики в России было связано не только с её внутренними закономерностями, но и с потребностями развития тех областей теоретической и практической деятельности, в которых важная роль отводилась обоснованности и убедительности рассуждений. Из областей теоретической деятельности важнейшими были математика и философия, а из областей практической деятельности – общинно-вечевое правление. Развитие логической культуры, начавшееся в Древней Руси в 11 в., привело в 18 в. к становлению логики в России. Но ещё потребовалось несколько десятилетий, чтобы логика в России превратилась в самостоятельную науку.

Ключевые слова: культура, логическая культура, древнерусская культура, логика как наука, предпосылки логики, учение об умозаключениях

Джиоева И.К., Каберты Н.Г., Техов А.В. Услуги социальной инфраструктуры как фактор развития экономики Южной Осетии в период планово-административной системы хозяйствования / аннотация

Джиоева Ирина Константиновна – кандидат экономических наук, доцент, Юго-Осетинский государственный университет, г. Цхинвал, Республика Южная Осетия.
Коберти Нодар Гаврилович – кандидат экономических наук, доцент, Северо-Осетинский государственный университет, г. Владикавказ, Республика Северная Осетия, Российская Федерация.
Техов Альберт Васильевич – кандидат экономических наук, доцент, Юго-Осетинский государственный университет, г. Цхинвал, Республика Южная Осетия.

Учитывая мнение ряда ученых, революционный взрыв в 1917 г. был не столько закономерной сменой экономических формаций, сколько формой разрешения острейших противоречий российского общества в социально-экономической сфере. Одним из основных противоречий было отставание России от индустриально развитых стран как в направлении развития технологий, так и производи-тельности труда и общей культуры населения. Обосновывается положение, что развитие сферы инфраструктурных услуг в период плановой экономики способствовало обеспечению экономического роста и имело важное значение в решении стратегических задач развития экономики страны для эффективного использовании материальных и трудовых ресурсов, поскольку, недостаточный уровень ее развития является существенным сдерживающим фактором в достижении экономического роста, а это требует усиления государственной политики по отношению к сфере инфраструктурных услуг. Объекты социально-бытовой инфраструктуры создают возможности для удовлетворения как биологических потребностей человека для создания условий его выживания как члена социальной общности, и с точки зрения его существования и реализации как личности. Формирование этих минимальных потребностей и процесс их реализации применительно к советскому периоду изучены недостаточно подробно, что объясняется определенными социально–экономическими причинами, одной из которых является пренебрежение к социальным потребностям человека. Исследование социально-экономических потребностей населения, в том числе в динамике ее развития, необходимо для более полного понимания социальной политики советского государства, выяснения степени его влияния на повседневную жизнь народа.

Ключевые слова: социальная сфера, доходы населения, наличие диспропорций, социально-экономическое положение, товары первой необходимости

Донской государственный технический университет
Тбилисский государственный университет
Молдавская ассоциация международного права
Университета Данубиус
Варненский свободный университет им.Черноризца Храбра