ISSN 2414-1143

НОВЫЙ НОМЕР

СОДЕРЖАНИЕ
2020 г. № 3

Социально-культурные проблемы стран Причерноморья
(социальная философия)

Гончаров В.Н., Тронина Л.А., Хохлова Е.А. Социально-философский анализ трудовых традиций: этнокультурный аспект исследования / аннотация

Гончаров Вадим Николаевич – доктор философских наук, доцент, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Ставрополь, Российская Федерация.
Тронина Лариса Анатольевна – доктор философских наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Российская Федерация.
Хохлова Елена Анатольевна – кандидат философских наук, доцент, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Российская Федерация.

В развитии современного общества важное значение имеет организационная и идейно-воспитательная деятельность. Успешная реализация экономического и социального развития невозможно без учета человеческого фактора, в частности навыков и знаний людей, их производственного опыта. Поэтому культурно-хозяйственные и бытовые традиции в настоящее время обретают реальную значимость, особенно в разных региональных условиях. Все более возрастающий интерес к народной культуре определяется не только потребностями сферы духовной, но и практической обусловленностью и жизненностью народных трудовых традиций. Тем самым создается необходимость изучения культурно-исторического опыта народа и его практического применения. Круг проблем, связанных с трудовыми традициями, очень широк. Одни из них имеют значение для всей страны, другие же обладают региональной спецификой. Отечественные исследователи рассматривают трудовые традиции как постоянно действующий элемент народной культуры, концентрирующий коллективный опыт, передаваемый от поколения к поколению. Под влиянием социально-экономических и хозяйственных изменений одни из них становятся анахронизмом и отмирают, другие же, трансформируясь, сохраняют свою значимость. Некоторые из них представляют собой вторичные формы, порожденные новыми производственными и бытовыми условиями, как прежним, так и новым трудовым опытом.

Ключевые слова: традиции, культура, этнические процессы, общество, сознание, воспитание, ценности.

Мельничук П.С. Гибридный характер вооруженного конфликта в Сирийской Арабской Республике / аннотация

Мельничук Павел Станиславович – Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация.

Рассматривается сущность и содержание вооруженного конфликта в Сирии через призму концепции гибридной войны. Основное внимание уделяется анализу различных точек зрения на природу, цели, инструменты гибридной войны, представленных в отечественной и зарубежной литературе. Показано, что в современных международных конфликтах акцент всё чаще смещается в сторону комплексного применения политических, экономических, информационных и других невоенных мер, реализуемых с опорой на военную силу. Обосновывается необходимость приведения оборонной стратегии РФ в соответствие с вызовами и угрозами информационной эпохи, разработки российской стратегии гибридной и контргибридной войны. Сделан вывод о значимости понимания основных принципов ведения информационно-психологической войны, а также необходимости правильного и успешного использования знаково-символических средств в рамках информационного противоборства.

Ключевые слова: неклассическая война, информационная война, гибридная война, прокси-война, «цветная революция», «ассиметричная» война, гражданская война в Сирии, вооруженный конфликт, гуманитарная миссия, силы специальных операций, кибератаки

Келеберда Н.Г., Атанесян А.В. Информационное общество и оптимизация образования в современных условиях: опыт России и Армении / аннотация

Келеберда Нина Григорьевна – кандидат философских наук, доцент, Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Атанесян Артур Владимирович – доктор политических наук, профессор, Ереванский государственный университет, г. Ереван, Армения.

Внедрение техники в образование приводит к пересмотру границ знания: дисциплины исчезают, размываются «территории» наук, освобождая место для (если можно так выразиться) «сетевых исследований». Выдвигается гипотеза о том, что оптимизация образования является одновременно и условием, и следствием мировоззренческого сдвига. Рассматриваются содержание концепта «оптимизация образования» в контексте развития цифровых технологий в образовании, определяя «оптимизацию» как технический прием. Новизну исследования представляет сравнительный анализ развития процесса оптимизации образования в России и в Армении. Актуальность такого подхода обусловлена необходимостью координации усилий по развитию информационного общества как в формате двухсторонних отношений России и Армении, так и в рамках государств Причерноморья. Авторы опираются на анализ концепций национальных развитий, в которых закрепляются перспективы и цели развития информационных технологий и информационного общества в России и Армении. Изучив стратегические секторы и технологические сферы Армении, делается вывод, что Армения, будучи региональным лидером по разработке информационных технологий, большую часть этих разработок поставляет в страны США и Канаду, и меньшую часть – в Россию. В заключении подтверждается гипотеза о том, что внедрение новых цифровых технологий в образовательный процесс несёт определенные риски, обусловленные, с одной стороны, качеством образовательных услуг в условиях оптимизации образовательного процесса, а с другой - радикальным изменением сознания и мышления современного человека с помощью все той же оптимизации.

Ключевые слова: Россия, Армения, информационное общество, цифровизация, оптимизация образования, информационные технологии

(философская антропология, философия культуры)

Худина Ю.С., Вигель Н.Л., Шишканова Ю.О. Управляемые страхи культуры глобализации: орторексия / аннотация

Худина Юлия Сергеевна – ассистент, кафедра психиатрии, Ростовский государственный медицин-ский университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Вигель Нарине Липаритовна – доктор философских наук, профессор, Ростовский государственный медицинский университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Шишканова Юлия Олеговна – студент, Ростовский государственный медицинский университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Рассматриваются вопросы влияния современной культуры и социума на формирование уровня восприятия личности. Исследуются особенности взаимодействия человека с окружающей действительностью в экстремальных условиях (период самоизоляции в условиях пандемии COVID-19). Показаны особенности влияния социума на формирование так называемых социальных страхов. Проблема страха имеет свою историю и до сих пор остается актуальной в современном обществе. Вместе с развитием общества страх приобретает новые формы, и в отличие, к примеру, от страха первобытного человека – темноты, одиночества и «нечистой силы», – страхи современного человека направляются культурными доминантами глобализации в область научности. Страх является не только неизбежностью, но и необходимостью, он призван активизировать силы человека и останавливать его в моменты опасности. Страх обладает и рядом отрицательных качеств, направляя действия человека в деструктивное русло. И только благодаря рационализации есть возможность уйти от отрицательного сценария к положительному, таким образом управляя своим страхом. Способность к адекватному восприятию действительности есть принцип здравого смысла человека. Анализируя здоровый образ жизни как бренд и направление культуры глобализации, а в частности, правильное (здоровое) питание, авторы статьи призывают к ответственному подходу к новым предложениям общества потребления в контексте формирования привычек и образа жизни человека XXI века.

Ключевые слова: красота, правильное питание, здоровый образ жизни, управляемые страхи, глобализация, орторексия

Евстропов В.М., Трушкова Е.А. Современные представления об экологенезе / аннотация

Евстропов Владимир Михайлович – доктор медицинских наук, доцент, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Трушкова Екатерина Алексеевна – кандидат технических наук, доцент, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

А.В. Козачек предложил процесс, характеризующий историческим развитием содержания экологической науки и педагогики, называть экологенезом. В этой связи им был предложен подход, согласно которому для понимания сущности и современного состояния объекта профессиональной деятельности инженера-эколога необходимо осуществлять анализ особенностей развития экологической науки в аспекте формирования совокупности экологических знаний как инструмента «передачи» в процессе обучения от преподавателя к слушателю в его развитии в течение исторического времени. С нашей точки зрения, экологенез можно рассматривать гораздо шире, чем только эволюцию объекта экологических знаний и экологического познания. Если исходить из того, что этимологически экологенез можно рассматривать как происхождение экологии, то его изучение должно отражать широко представленную историко-экологическую композицию различных его аспектов теоретического и прикладного характера. Проанализированы, разработанные различными исследователями, методологические подходы, так или иначе отражающих различные аспекты экологенеза. Подходы к изучению экологенеза возможны с позиций классификаций построения экологических законов и теорий, периодизации экологии на основе смены в ней парадигм, на основе анализа развития теоретических исследований в экологии, изучения экологии с позиций системного и формализованно-математического подхода. Полагаем, что вся совокупность анализируемых подходов может служить основой учения об экологенезе, отражающем самые различные аспекты возникновения и развития экологии как науки и экологического образования для успешной практической деятельности специалиста в области экологии.

Ключевые слова: экология, экологенез, периодизация экологии, концептуальные системы, классификации построения экологических законов

(теория и история культуры)

Петрова Ю.А., Букреева В.В. Культура народов Балканского полуострова: история и современное влияние Турции / аннотация

Петрова Юлия Андреевна – кандидат философских наук, доцент, Ростовский государственный экономический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Букреева Валерия Владимировна – студентка, Ростовский государственный экономический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Исследуется культурное проникновение Османской империи на территорию Балканского полуострова. Некогда развивающиеся народы Балкан, преодолевающие собственные кризисы, становятся необходимой целью стремительно формирующейся империи. Близкое расположение к Европе и тесное взаимодействие с ней стали решающим фактором для ее завоевания, а также неспособность союзных стран противостоять османам. Постепенный захват привел к полной ликвидации большинства существующих в XII в. независимых государств. Диалог культур происходил в большей своей части как насильственная ассимиляция. Итогом послужило полное вытеснение инородной культуры за пределы собственной территории. Но, несмотря на это, часть культурных аспектов прочно вошла в жизнедеятельность обычных людей и закрепилась в ней как часть собственной культуры. Данная статья посвящена выявлению этих укрепившихся традиций, а также современному влиянию Турции на Балканы.

Ключевые слова: Балканы, Турция, культура, язык, традиции

Джиоева И.К., Гуриева Л.К., Техов А.В. Государственная политика Южной Осетии в период восстановления сельского хозяйства в 1920-1930 гг. / аннотация

Джиоева Ирина Константиновна – кандидат экономических наук, доцент, Юго-Осетинский государственный университет, г. Цхинвал, Республика Южная Осетия.
Гуриева Лира Константиновна – доктор экономических наук, профессор, Северо-Осетинский госу-дарственный университет, г. Владикавказ, Российская Федерация.
Техов Альберт Васильевич – кандидат экономических наук, доцент, Юго-Осетинский государственный университет, г. Цхинвал, Республика Южная Осетия.

Статья посвящена исследованию уникального по историческим масштабам XX века опыта развития сельского хозяйства в Южной Осетии в период реализации новой экономической политики 1920-1930 гг. Основное внимание уделяется проблемам колхозного строительства и кооперации сельского хозяйства в Южной Осетии, а также новым механизмам государственного управления в аграрном секторе экономики за исследуемый период. Показано, что поскольку сельское хозяйство к 1920 г. не подчинялось напрямую государству, координировать трудовую и экономическую деятельность крестьянских хозяйств, а также руководить их инновационным развитием было очень сложно; помимо этого, ситуация была экстремальной и не позволяла применять административные методы руководства. Единственное, что могло себе позволить государство в этот период – это экономическими методами повышать эффективность управления этой отраслью. Так возникали новые стимулы для крестьянских хозяйств в расширения объема товарного производства. Как правило, аграрно-индустриальная трансформация соответствует свободному рынку, особенно в сельском хозяйстве, но для России это не было свойственно, попытки рыночных преобразований в аграрном секторе были пресечены в первый раз революцией 1917 года. Что касается новой экономической политики, то это был эффективный регулятор рынка, который учитывает существующее экономическое положение в стране, в частности, нежелание крестьян продавать зерно ниже рыночной цены, а товары первой необходимости покупать в разы выше их себестоимости, что при любых реформах сильно ограничивает размеры накопления. В такой ситуации люди пытаются только потреблять, а не инвестировать из-за недоверия к финансовой политике государства. Использование успешного опыта реформ сельского хозяйства в период НЭП может способствовать решению проблем устойчивого развития сель-ской местности в Южной Осетии в XXI веке.

Ключевые слова: сельское хозяйство Южной Осетии, рыночные преобразования, новая экономическая политика, эффективность управления

(религиоведение. теология)

Акаев В.Х., Вагабова Н.В. Взаимосвязь этнической культуры и религии: общие и специфические связи / аннотация

Акаев Вахит Хумидович – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник, Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова Российской Академии Наук, г. Грозный, Чеченская Республика, Российская Федерация.
Вагабова Наида Муратовна – кандидат философских наук, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, республика Дагестан, Российская Федерация.

Осмысливается взаимосвязь понятий «этническая культура» и «религия», выявляя как общие, так и специфические аспекты. Этническая культура рассматривается как результат деятельности представителей этноса, позволяющая им общаться, консолидироваться, ориентируясь на поиск перспектив их развития. С этнической культурой соотносятся традиционная культура, национальная культура, массовая культура. Несмотря на некую близость этих феноменов, они отличаются друг от друга, а в ходе их сопоставления выделяются общие и особенные аспекты. Обосновывается положение о том, что религия является составной частью этнической культуры, формирующая у этноса определенное мировосприятие, повышая его духовный уровень. Духовное развитие этноса, наряду с фольклорными сюжетами, опираясь на религиозные ценности, сохраняются в самой этнической культуре. Исторически перерастая объем этнической культуры, религия распространяется среди разных народов, переставая быть частью культуры отдельно взятого этноса, но становясь при этом фактором объединения различных культурных особенностей. При рассмотрении соотношения религии и нации, следует отметить их специфическую связь. Так, будучи компонентом национальной культуры, религия принимает активное участие в формировании национального самосознания, духовной консолидации и единению людей.

Ключевые слова: культура, этническая культура, национальная культура, религия, ислам, суфизм, ваххабизм, Северный Кавказ

Несмеянов Е.Е. Религиозные и светские теории лжи в русской философии XIX-XX вв. / аннотация

Несмеянов Евгений Ефимович – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой «Философия и мировые религии», Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Последняя треть XX и первой десятилетие XXI вв. показывают рост научных и научно-публицистических трудов по проблемам особенностей и форм существования обмана и лжи в европейской культуре и социальной жизни. Появились концепции, доказывающие необходимость и ценность некоторых форм лжи для сохранения государства, семьи, осуществления реальной практики общения людей. В некоторых психолого-педагогических работах обосновывается мысль о важности лжи и обмана для развития интеллектуальных способностей ребенка и преуспевания в обществе взрослого человека. При всем разнообразии теоретических источников по данной теме, обобщающих философско-культурологических исследований лжи и обмана гораздо меньше. Данная статья является попыткой восполнить частично этот недостаток. Статья начинается с анализа достаточно известного феномена «Русского вранья» как реальной ментальной особенности русской культуры, изначально рассматриваемой в художественной литературе и религиозной философии в России (конца XIX первой трети XX вв.). На основе анализа произведений Ф.М. Достоевского, И.А. Ильина и Л.Н. Андреева, показано влияние концепции лжи Августина (Отца Церкви IV в.) на теорию «Русского вранья» или «Всероссийского вранья». Обосновывается решающее влияние Августина на взгляды русских мыслителей, связанные с выдвижением проблемы лжи в статус важнейшей морально-религиозной и социально-психологической темы христианского богословия. Показан переход проблемы лжи и вранья из христианско окрашенной религиозно-философской «парадигмы», созданной Августином, к светскому аксиологическому взгляду Л.Н. Андреева, а затем, к полному изменению акцентов и выявлению новых смыслов и граней данной проблемы Ю.М. Лотманом. Сделан вывод, что теория Ю.М. Лотмана «закрывает» проблему «Русского вранья» как негативной характеристики русского менталитета, выводя феномен из области религиозной философии и морали в сферу культурологии. Вместе с тем концепция Ю.М. Лотмана не опровергает теорию Августина, сохраняющую свою актуальность для понимания современной системы духовных ценностей в русской культуре XXI в.

Ключевые слова: ложь, обман, предательство, двоедушие, ирония, вранье, бытовая неправда, добродетельная ложь, Русское вранье, Всероссийское вранье, ирреальное говорение, альтернативная история, исправленная реальность, немотивированный обман, духовные ценности, свобода, гуманность, правда, мораль

Греков И.М. Религиозные идея и методы работы в гурджиевском учении / аннотация

Греков Игорь Михайлович – кандидат философских наук, Рязанский государственный университет, г. Рязань, Российская Федерация.

Целью данной статьи является рассмотрение гурджиевской интерпретации понятия духовная работа и методов данной работы. Автором подчеркивается, что, изучая гурджиевскую теорию человека, систему движений и медитативных практик, взаимосвязь антропософии «четвертого пути» и эзотерических форм христианства не только теоретически, но и практически, многие из последователей Гурджиева были непосредственными участниками событий жизни в гурджиевских группах. Сфера их интересов привела к исследованию таких проблем как «внутренняя и внешняя жизнь человека», «механики человеческого поведения», «работа» и др. Автор утверждает, что гурджиевская система «работы над собой» представляет значительный интерес для современности и требует осмысления в контексте религиозно-философского знания. В статье приводится несколько проблем, с которыми, по мнению Г.И. Гурджиева непременно должен столкнуться обычный человек, если он не осознает собственной «механичности». Автор раскрывает суть «четвертого пути» Г.И. Гурджиева, говорит о его религиозно-философских истоках, пишет о необходимости предварительной подготовки перед использованием данной методики. В статье также говорится о «точке опоры», с которой должно начаться преобразование внутреннего духовного мира человека, перечисляются специфические методы, которые следует использовать человеку, желающему постигнуть учение Г.И. Гурджиева о «четвертом пути». Автор подчеркивает необходимость ежедневного «труда над собой», а также подробно описывает препятствия, которые могут помешать человеку достичь желаемого результата. Автор перечисляет семь направлений «внутренней работы над собой», которые можно встретить в трудах Г.И. Гурджиева, обосновывает преимущество антропософской системы Г.И. Гурджиева в сравнении другими философскими направлениями.

Ключевые слова: работа, внутренняя работа, самонаблюдение, намеренное страдание, угрызение совести, самовоспоминание, самоосознание

Жолобова И.К. Древнетюркские религиозные верования как часть духовной культуры тюрко-язычных народов Крыма / аннотация

Жолобова Ирина Константиновна – ассистент, Ростовский государственный медицинский университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Рассматриваются особенности мировоззрения, духовной культуры тюрков, обусловленные общими историческими, этногенетическими, культурологическими и религиозными факторами. Отмечается влиянием древнетюркского кочевого компонента на формирование религиозной системы и этнокультуры народов. Основное внимание уделяется особенностям культа, связанного с почитанием древнейшего божества Тенгри, упоминания о котором встречаются до сих пор и свидетельствуют о синкретическом характере, наличии ассимилированных автохтонных верований в религиозных системах, части духовной культуры таких тюркоязычных народов, как крымские караимы, крымчаки и крымские татары. Приводятся сведения о тенгрианстве, даётся характеристика культовой практики по отношению к Небу, отмечается значимость культа предков и культа почитания священных деревьев, которые вплоть до недавнего времени сохраняли свою актуальность для коренных народов Крыма, особенно, для крымских караимов.

Ключевые слова: Тенгри, религия, Крым, тенгрианство, религиозные верования, фольклор, крымские караимы, крымчаки, культ предков

Хиясова С.Г., Мустафаева М.Г., Мусаева Э.Ш. Forms of Conflict Regulation in Pre-Revolutionary Dagestan / аннотация

Хиясова Сарат Гасановна – кандидат педагогических наук, доцент, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация.
Мустафаева Маида Ганифаевна – доктор философских наук, профессор, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация.
Мусаева Эльмира Шекералиевна – кандидат философских наук, доцент, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация.

Статья посвящена важной и актуальной теме отражения языческих обычаев и обрядов в традиционной культуре Дагестана (на примере традиционного ислама). Авторы поставили целью дифференцировать сугубо религиозно-канонические и собственно пережиточные, языческие форм в данной религии. В результате анализа целого комплекса языческих обычаев и обрядов: паломничество в горы, культ святых, могил, культ умерших предков, магия, и сопоставления их с существующими нормами ислама было установлено, что языческие рудименты прочно укрепились в народном, традиционном исламе. Установлено, что на современном этапе данные пережитки и культы продолжают оказывать влияние на этические, нравственные нормы народов Дагестана, так как зачастую воспринимаются как сугубо канонические нормы ислама. Этим обстоятельством зачастую вызваны многочисленные споры и дискуссии в современном обществе. Суть дискуссий как правило сводится к следующему. В религиозной концепции ислама четко обозначен тезис неприятия в религии каких-либо новшеств. Под новшествами или нововведениями понимается, как правило, все то, что так или иначе накладывалось на ислам на протяжении многих столетий, и что не имеет ничего общего с ранним исламом периода праведных халифов. Отсюда вопрос, является то или иное явление в религии языческим пережитком, рудиментом, либо это канонически оправданное воззрение имеет особую актуальность.

Ключевые слова: культура, религия, рудименты, язычество, ислам, народы Дагестана, обычаи, традиции

Аджемян М.И., Петрова Ю.А. Особенности культурно-религиозных традиций армянского народа / аннотация

Аджемян Мариам Ишхановна – студентка, Ростовский государственный экономический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Петрова Юлия Андреевна – кандидат философских наук, доцент, Ростовский государственный экономический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Статья раскрывает понятия «религиозность» и «армянская религиозная идентичность» в современной Армении, некоторые образцы армянской национальной религии. В частности, рассматриваются традиции армянского апостольского христианства и его народных версий, выраженных в религиозных праздниках и обрядах. Армяне – один из древнейших народов мира, документальная история которого насчитывает около трех тысячелетий. а Армения была первой страной, где христианство было провозглашено как государственная религия. На протяжении столь длительного времени народ не раз переживал и трагические периоды своей истории, и периоды небывалого расцвета, и созидательного труд. К национальным чертам характера армян обычно относят трудолюбие, целеустремленность, энергичность, жизнестойкость, предприимчивость. Им присуще особое пристрастие к учению и ремеслам, уважение к письменной культуре, преданность своему языку, дому и семье. Данному народу присуще вспыльчивость и самолюбие, в сочетании с отходчивостью, добродушием миролюбием, гостеприимством, любовью к музыке и тонкому юмору. В то же время для армян характерен развитый индивидуализм, нежелание подчиняться кому-либо, что позволило им сохранить свою культуру и религию, которые получили яркое воплощение в обычаях и традициях религиозного и светского характера данного этноса и значимы по сей день.

Ключевые слова: религия, Армянская Апостольская Церковь, христианство, идентичность, религиозные праздники

Тен Ю.П. Использование мифологических и религиозных символов в территориальном маркетинге стран Причерноморья / аннотация

Тен Юлия Павловна – доктор философских наук, доцент, Департамент менеджмента, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация.

В статье развивается символико-ценностный подход к анализу брендинга в территориальном маркетинге. Целью исследования выступает анализ конструирования бренда Причерноморского региона на основе обращения к мифологическим и религиозным символам прошлых культурных эпох в истории данной территории. Используется семиотический подход к анализу проблемы брендирования территории. Автор рассматривает бренд как сложную знаково-символическую конструкцию, сужающую нематериальным активом территории. Выявлено, что культурное наследие древних цивилизаций Причерноморья, прежде всего мифологии и религии, является основным в формировании позитивного имиджа данной территории. Обосновывается мысль, что древние мифологические и религиозные символы выступают важными элементами в конструировании коллективной идентичности Причерноморья. При разработке стратегии продвижения бренда Причерноморской территории рекомендовано обращение к древним символам. Если древние символы получат новые, более современные, значения для интерпретации потребителями, то бренд территории со временем станет более конкурентоспособным.

Ключевые слова: территориальный маркетинг, бренд территории, территориальный маркетинг Причерноморья, мифологические и религиозные символы

Донской государственный технический университет
Тбилисский государственный университет
Молдавская ассоциация международного права
Университета Данубиус
Варненский свободный университет им.Черноризца Храбра