ISSN 2414-1143

НОВЫЙ НОМЕР

СОДЕРЖАНИЕ
2022 г. № 3

Национальные традиции, культура и вопросы образования в современных условиях
(социальная и политическая философия)

Зубарева С.С., Зубарева Е.Г., Лемешко Г.Ф. Специфика процесса инкультурации российской студенческой молодежи в современном образовательном пространстве высшей школы / аннотация

Зубарева Светлана Сергеевна – преподаватель, Южно-Российский институт управления, филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Зубарева Елена Геннадьевна – старший преподаватель, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Лемешко Галина Филипповна – кандидат физико-математических наук, доцент, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Статья посвящена анализу особенностей освоения поколением российской студенческой молодёжи наряду с профессиональными компетенциями норм современной социальной жизни и российской культуры. Актуальность обращения к исследованию процесса инкультурации российской студенческой молодежи в современном образовательном пространстве высшей школы обусловлена тем, что специфика её формирования определяется транзитивным состоянием самого общества и динамикой развития сферы российской системы образования. Современная система образования, выполняя роль производства человеческих ресурсов находится под существенным влиянием цифровой экономики, которая испытывает потребность в нестандартных решениях производственных задач. В связи с этим в современное образовательное пространство были интегрированы методы и технологии из других сфер деятельности для формирования профессиональных компетенций, отвечающих требованиям инновационного развития. Цель данного исследования состояла в изучении возможностей и рисков, связанных с обучением российских студентов и в анализе социальных и ценностных аспектов данного процесса. Внимание автора сосредоточено на анализе преобразований в аксиосфере прежде всего российского общества, а именно студенческой молодёжи 1980-х и 2020-х годов, так как в данных исторических периодах наиболее иллюстративно наблюдалось преобразование информационной реальности в исторической динамике. В процессе исследования были проанализированы отличия поколений субъектов образовательного процесса, а также представлены ключевые социокультурные характеристики студенческой молодежи, определяющие их подход к обучению. Проведенный анализ показал, что, являясь носителями цифровой культуры, российские студенты быстро адаптируются к происходящим социальным и технологическим трансформациям, а также воспринимают и разделяют ключевые ценности предыдущих российских поколений.

Ключевые слова: цифровое поколение, инкультурация, культурная идентичность, ценности, электронная культура, информационное общество

Асваров Н.А., Мустафаева М.Г., Мустафаева З.С. Системный подход в образовании (на примере национальных школ республики Дагестан) / аннотация

Асваров Нариман Асварович – кандидат исторических наук, доцент, ректор, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация.
Мустафаева Маида Ганифаевна – доктор философских наук, профессор, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация.
Мустафаева Зарема Сиражудиновна – кандидат философских наук, доцент, МБОУ «СОШ № 16», г. Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация.

В настоящее время осмысление оснований образования в контексте мировых проблем является необходимой предпосылкой устойчивого развития российского общества. Показано, что проблема определения содержания образования имеет длительную и сложную историческую традицию, которая тесно связана с этапами развития науки и социальной практики. Рассматриваются особенности национальной образовательной политики в Республике Дагестан. Подчеркнуто, что многоязычный, многонациональный Дагестан располагает большим опытом организации учебного процесса различного типа школ в полиэтнической среде. Выделены основные приоритеты развития дагестанской национальной школы: обеспечение содержания образовании, в котором гармонично сочетаются федеральный и национально-региональный компоненты; реализация права обучения и воспитания учащихся дагестанцев на родном языке с дошкольного возраста; формирование интеллектуальных способностей и нравственных качеств у учащихся с учетом этнопсихологических особенностей и традиций народной педагогики Дагестана; приобщение молодого поколения не только к своей национальной культуре, на культуре других народов; приоритет национально-регионального компонента в содержании и в структуре предметов познавательного характера, эстетического, физического и трудового воспитания; формирование национально-русского и русско-национального двуязычия; воспитание языковой, национальной и этнокультурной толерантности. Приведены данные, свидетельствующие об огромной заслуге педагогических коллективов Дагестана в развитие современного образования в Республике.

Ключевые слова: образование, модели образования и воспитания, этнопедагогика, системы образования, педагогический процесс

(философская антропология, философия культуры)

Несмеянов Е.Е. Об оценках иронии и личности Сократа у Ф.Х. Кессиди и А.Ф. Лосева / аннотация

Несмеянов Евгений Ефимович – доктор философских наук, профессор, Донской государственный технический университет. г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Выясняются концептуальные причины противоположных оценок Ф. Кессиди и А. Лосева личности Сократа и сущности его метода иронии. Возможной основой расхождения стали общие мировоззренческие позиции светского учёного – Ф. Кессиди и православного учёного – А. Лосева (в монашестве Андроника). Если Ф.Х. Кессиди сосредотачивается на становлении рациональных начал и категориального аппарата в учении Сократа, то А.Ф. Лосева интересуют ещё и моральные оценки личности великого грека. Рассматривается влияние аргументации Серена Кьеркегора о личности Сократа, как «христианина до Христа», что, по мнению датского философа, невозможно по причине склонности Сократа к иронии. В целом и Кессиди и Лосев расширили представление учёных-философов о личности и учении Сократа.

Ключевые слова: Сократ, Кьеркегор, Ф.Х. Кессиди, А.Ф. Лосев, христианство, ирония, обман

Вигель Н.Л., Засеева Л.Т. Перформанс как повседневная история / аннотация

Вигель Нарине Липаритовна – доктор философских наук, профессор, Ростовский государственный медицинский университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Засеева Лилия Таймуразовна – кандидат философских наук, доцент, Горский государственный аграрный университет, г. Владикавказ, Российская Федерация.

Визуальность в современной культуре определяется как форма репрезентации мира и реальности, как базовая форма существования культуры. Зрительный образ информирует, образовывает, развлекает, эмоционально насыщает человека, манипулирует его поведением и действиями. В современном мире зрительный образ – это уже некое средство взаимодействия со зрителем, нежели просто его созерцание. Явствует философский переход, который проистекает из приверженности тех, кто утверждает, что занимается философией перформативным способом, главных героев «Философии перформанса». Внутренне этот переход часто характеризуется в контексте воплощенных переживаний или аффективного значения. Поскольку аффективное значение одной мысли зависит от специфического разнообразия индивидуальных эмоций, строго говоря нет ни единого метода, ни универсального понятия, позволяющего нам «узнать», как мы могли бы связать наши мысли с эмоциями, чтобы адекватно сформулировать их в ризоматической сети индивидов.

Ключевые слова: современная культура, визуальность, зрительный образ, Философия перформанса, транскультурное мышление, универсализация шоу-культуры

Орленко О.А. Мыслители прошлого о патриотизме и любви к ближнему как основе здорового российского общества / аннотация

Орленко Ольга Александровна – кандидат философских наук, доцент, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Статья посвящена проблеме преодоления ситуации духовного кризиса в рядах современной российской молодежи, вызванного в том числе трансформацией традиционного для русской культуры представления о любви. Возможность преодоления духовного кризиса автор связывает с обращением к трудам представителей русской религиозной мысли XIX-XX веков, раскрывших смысл и назначение любви и обосновавших необходимость распространения ценностей «любви к ближнему» и любви к Родине среди русской интеллигенции в религиозном и политическом отношении. Исследование нескольких трудов Соловьева В.С., Булгакова С.Н., Франка С.Л., а также анализ данных социологических опросов последних лет позволяет автору выделить ряд препятствий, стоящих на пути распространения ценностей «любви к ближнему» и патриотизма, определить степень их актуальности для современной России. Обращение к работам мыслителей прошлого позволяет наметить способы возвращения традиционного представления о любви в России путем преодоления препятствий, стоящих на пути популяризации данных ценностей для сплочения российского общества и его дальнейшего благополучного развития.

Ключевые слова: христианство, любовь к ближнему, патриотизм, интеллигенция, русская философия, молодежь, эгоизм, национализм, космополитизм, будущее

Ивушкина Е.Б., Хумакиева Р.Р. Взаимосвязь этнокультуры с природно-культурным ландшафтом / аннотация

Ивушкина Елена Борисовна – доктор философских наук, профессор, Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, г. Грозный, Чеченская Республика, Российская Федерация.
Хумакиева Русанна Руслановна – аспирант, Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, г. Грозный, Чеченская Республика, Российская Федерация.

Многообразие входящих в культурное пространство России этнических сообществ является залогом ее дальнейшего саморазвития. Каждый из народов привносит в ее смысловое пространство черты, свойственные своему культурному облику, который сохранялся и воспроизводился с помощью разнообразных форм традиционной культуры. Одним из маркеров этничности являются свойственные той или иной картине мира, сформированные в традиционной культуре природно-культурные ландшафты. Речь идет и об освоении этносом конкретного пространства, определяющего способ его жизнедеятельности, оптимально пригодный для той или иной природно-климатической зоны и накладывающий отпечаток на все стороны жизни этнофора как носителя свойств этничности. Выработанные в фольклорном мировосприятии мифопоэтические образы пространства, были одной из важных составляющих, присущей каждой этнической культуре, картины мира.

Ключевые слова: этнос, культура, природно-культурный ландшафт

(теория и история культуры)

Шишова Н.В., Бондарев В.А. Про казачьи мероприятия в Азово-Черноморском крае во второй половине 1930-х гг. (историко-культурологический анализ) / аннотация

Шишова Наталья Васильевна – кандидат исторических наук, доцент, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Бондарев Виталий Александрович – доктор исторических наук, доцент, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Освещается проблема культурных трансформаций в казачьих регионах СССР во второй половине 1930-х гг. в условиях развернутой в данное время политической кампании «за советское казачество». Опираясь на материалы таких важных регионов Азово-Черноморья как Дон и Кубань, предпринята попытка осуществить историко-культурологический анализ процесса реализации указанной политической кампании и её результатов. Установлен характер и степень культурных изменений в казачьих станицах во второй половине 1930-х гг., выявлена степень влияния кампании «за советское казачество» на стимулируемый советской властью процесс «расказачивания», то есть ассимиляции казаков в массе населения СССР. Историко-культурологический анализ позволяет говорить о двойственности кампании «за светское казачество» и результатов. С одной стороны, она никоим образом не означала реанимации сословного статуса казачьих сообществ и представляла собой попытку конструирования новой генерации «колхозных казаков» с целью использования их военно-хозяйственного потенциала в интересах государства. В то же время, кампания «за советское казачество» привела к прекращению давления и гонений на традиционную казачью культуру. Хотя партийно-советские структуры по-прежнему резко выступали против религиозных воззрений, пережитков патриархата, проявлений сословного высокомерия, их отношение к основной массе казачьих традиций стало вполне благожелательным. Наряду с советизацией казачьей культуры, росло внимание властей и общества к казачьим традициям, не противоречившим политике советской власти (в частности, к одежде, к фольклору).

Ключевые слова: Азово-Черноморье, кампания за советское казачество, культурные трансформации, расказачивание, советское казачество, традиционная культура

Донской государственный технический университет
Тбилисский государственный университет
Молдавская ассоциация международного права
Университета Данубиус
Варненский свободный университет им.Черноризца Храбра