Preview

Научный альманах стран Причерноморья

Расширенный поиск

«Научный альманах стран Причерноморья» – международный научный журнал открытого доступа, ориентированный на широкую профессиональную аудиторию. Предлагает российским и зарубежным авторам информационную площадку для публикации результатов научных исследований в области социальной и политической философии, философской антропологии и религиоведения. Особое внимание уделяется междисциплинарным исследованиям, касающимся изучения актуальных вопросов образования, истории и теории культуры Причерноморского региона.

Журнал Научный альманах стран Причерноморья включен в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых могут быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по специальностям:
5.7.7. Социальная и политическая философия (философские науки);
5.7.8. Философская антропология, философия культуры (философские науки);
5.7.9. Философия религии и религиоведение (философские науки);
5.10.1. Теория и история культуры, искусства (культурология)

Текущий выпуск

Том 11, № 2 (2025)

Социальная и политическая философия

7-12 9
Аннотация

Введение. Актуальность работы объясняется тем, что в век стремительного развития науки и технологий, связанных с разработкой и применением концепции машинного обучения, оперирующего с большими данными, искусственный интеллект (ИИ) достиг способности превосходить людей в каждой отдельной области. Развитие гибридного интеллекта сталкивается с когнитивными различиями, цифровым разрывом между человеком и машиной и другими проблемами. Укрепление взаимодействия между познанием и восприятием может стать ключом к преодолению узких мест. Цель статьи – провести исследование развития модели взаимодействия человека и компьютера, изучить новую модель этого процесса.
Материалы и методы. В работе применяются анализ и синтез, компаративистский метод. Архитектура гибридного интеллекта построена на основе сочетания идеи участия человека в процессе и противостояния человека и машины. Используется также метод сравнительного и систематического анализа сходств и различий между человеческим интеллектом, ИИ и ИИ-системами.
Результаты исследования. В текущих исследованиях искусственного интеллекта существуют три основные когнитивные точки зрения: технологическая, человеческая и сотрудничество человека и машины. Современные исследования в основном сосредоточены на теоретической проработке и применении смешанного интеллекта и построении модели гибридной интеллектуальной архитектуры. Противостояние человека и машины нельзя понимать просто как конкуренцию между человеком и машиной, и его конечной целью по-прежнему является достижение гармоничного устойчивого состояния симбиоза человека и машины. Подчеркнуто, что взаимодействие человека и компьютера предполагает участие человека и машины, при этом степень и статус этого участия различаются. «Взаимодействие» отражает двустороннюю передачу информации и управляется машиной, в то время как «сотрудничество» отражает совместное принятие решений, в котором доминирует человек.
Обсуждение и заключение. В настоящее время происходит новый виток научно-технической революции и промышленной трансформации. Применение больших данных и инновации в области теоретических алгоритмов способствуют развитию интеллекта. Такие технологии, как 5G и облачный интеллект, выводят развитие распределённого искусственного интеллекта на новый уровень, позволяя данным генерировать знания посредством обучения в облаке. Таким образом, благодаря сотрудничеству машинного интеллекта и человеческого разума слияние человека и машины стало конечной целью развития интеллекта. Человеческий разум и машинный интеллект адаптируются друг к другу и реализуют общую эволюцию и оптимизацию интеллекта. Гибридный интеллект представляет собой высококонвергентное сочетание рациональности и чувствительности, интуиции и логики, памяти и хранения данных, а также вычислений и расчётов, что является будущим направлением развития интеллектуальных технологий.

13-19 20
Аннотация

Введение. Современные изменения в экологической парадигме влекут за собой провозглашение неотъемлемых прав природы, однако предоставление правосубъектности окружающей среде и ее элементам ставит под сомнение все достижения человечества и ценностные ориентиры общества, что означает революционные изменения в образе жизни, внутригосударственном укладе и мировоззрении людей. Главное задачей исследования является анализ и систематизация зарубежного опыта в рамках экологического менеджмента с целью объективной оценки эффективности имплементации прав Земли, учитывая существенные политические, законодательные и социально-экономические изменения, ведущие к конфликту в реализации отношений между человеком, правительством и природой.
Материалы и методы. Методологический инструментарий ориентируется на аналитическое выстраивание экосистемных связей в международной природоохранной политике, моделирование системы развития адаптационного управления посредством реализации научных знаний и соответствующего мониторинга, идентифицирующего случаи экологической неопределенности.
Результаты исследования. Экологические стратегии разных стран предлагают вариативные концепции, рассматривающие природу в качестве объекта юридической защиты, общечеловеческого наследия, источника необходимых человеку ресурсов или же правового субъекта, наделенного неотъемлемыми правами и свободами. Различия в правовых подходах обусловливаются социокультурной спецификой общества, диктующей определенные экологические стратегии, однако эффективность природоохранной политики определяется не только юридическим статусом природы, а совокупностью факторов: законодательных, процессуальных, экономических и т. д., что в совокупности позволяет достичь эффективности в сфере экологической политики, не прибегая к переписыванию конституции и радикальной перестройке правовой системы.
Обсуждение и заключение. Экологический менеджмент предлагает возможности модернизации отношений между человеком и природой, выстраивая гармоничную парадигму, объединяющую экологические ценности и человеческие права. В рамках данной концепции вопрос утверждения неотъемлемых прав природы остается открытым, что дает почву для дальнейших исследований, позволяющих оценить преимущества и недостатки рассматриваемого подхода.

Философская антропология, философия культуры

20-26 8
Аннотация

Введение. Статья посвящена репрезентации советской повседневности в Интернет-пространстве. Предметом исследования выступает медиапамять о досуговых практиках 1960–1970-х гг. Воспоминания о свободном времяпрепровождении рассматриваются в качестве элемента конструирования коллективной памяти о советской жизни и формирования образа советской нормативности в Интернете. Цель исследования — рассмотреть специфику дигитальных воспоминаний о досуговых практиках позднесоветской повседневности.
Материалы и методы. Основу исследования образует структурно-функциональный метод и контент-анализ материалов в социальных сетях.
Результаты исследования. На конкретных примерах показано, что обращение к концепции пространств вненаходимости внутри позднесоветской повседневности позволяет понять привлекательность образа советского прошлого в цифровом пространстве. Исследование продемонстрировало, что для воспоминаний о досуговых практиках характерно обращение к личному измерению повседневного опыта.
Обсуждение и заключение. Обращение к советскому досугу и его дигитальным репрезентациям показало, что присутствие цифровых технологий и их роль в передачи воспоминаний способствуют отчуждению личных воспоминаний. Внимание к фактам рецепции советской повседневности в Интернете позволяет пережить индивидуальные эмоции заново, сопоставив опыт одного человека с членами виртуального сообщества. Делается предположение, что феномен интеграции идеологического мифа в память о пространстве частной жизни связан как с особенностями медиапамяти, так и со сложной структурой предмета ностальгической рефлексии. Результаты исследования могут быть применены при планировании стратегий сохранения и воспроизводства исторической памяти.

27-31 18
Аннотация

Введение. Актуальность исследования обусловлена неослабевающим интересом научного сообщества к коммеморативным практикам. Особое значение приобретает символическое значение памятных мест г. Ростова-на-Дону, посвященных военному дискурсу, выявление их прагматической направленности в формировании исторической памяти и сохранении культурного наследия. Цель исследования — выявить символическое значение памятных мест г. Ростова-на-Дону, связанных с военным дискурсом, и их прагматические функции в сохранении коллективной памяти и формировании культурного кода.
Материалы и методы. Анализируются памятные места г. Ростова-на-Дону, связанные с военной историей страны, в частности, с Великой Отечественной войной и Специальной военной операцией. Применяются семиотический, функциональный, системный методы, метод прагматического описания.
Результаты исследования. Описано символическое содержание памятников войны Ростова-на-Дону. Осуществлен анализ прагматической направленности памятных мест: формирование коллективной памяти, закрепление исторических нарративов; создание преемственности в продолжающейся борьбе за выживание нации; формирование общественных настроений и эмоционального резонанса; легитимация действий государства, оправдывающих конфликт; объединение нации и создание местной и национальной идентичности; преобразование городского пространства, проецирование силы в глобальном и транснациональном измерении.
Обсуждение и заключение. Настоящее исследование позволяет лучше понять, как формируется память в городе и как она формирует городское пространство. Памятники военной тематики играют в этом процессе большую прагматическую роль. Они сохраняют и транслируют культурные коды и нарративы, подкрепляющие национальную идентичность.

32-36 26
Аннотация

Введение. Проблема сохранения культурной идентичности в условиях глобализации является одной из важных для современного общества. Рассмотрение роли и значения культурной идентичности в проектной культуре этнодизайна на современном этапе является актуальным и своевременным. Цель исследования — изучить роль культурной идентичности в процессе формирования этнодизайна как типа проектной культуры, ориентированного на национальную специфику. Задачи исследования: в контексте современной проектной культуры раскрыть понятие «культурная идентичность», исследовать основы творческого процесса в этнодизайне как художественного приема в наследовании культурных традиций.
Материалы и методы. Методологический подход позволяет сделать обоснование проектности культуры; применяется историко-культурологический подход к исследованию проектной культуры этнодизайна; метод исторической аналогии учитывает особенности формообразования этнокультурного образца, которые влияют на способы его построения в этнодизайне. Используется метод построения этнографического образца, обусловленного особенностями его формообразования. В экокультурологическом подходе исследования этнодизайна проектный процесс определяется как направление развития «традиция — инновация».
Результаты исследования. Этнодизайн является важным компонентом современной проектной культуры в системе этнокультурных ценностей, сохраняющий и развивающий традиционную материальную культуру. Этнодизайн обеспечивает эстетическую ценность этнических культурных элементов в проектной культуре, воспроизводит особенности предметной среды, выполняет социокультурные функции сохраняет этнохудожественные константы и их историческое значение. На основании комплексного подхода, изучения источниковой базы, отдельных научных исследований по теме показана роль культурной идентичности в процессе формирования этнодизайна как типа проектной культуры, значимость диалога этнодизайна с этнической традицией.
Обсуждение и заключение. В проектной культуре этнодизайна на современном этапе реализуется передача культурной идентичности, которая приобретает новые характеристики и приспосабливает традиционные образцы к новым условиям реальности. Этнодизайн в современном мире осуществляет трансляцию исторической памяти народа. Глобализация в современном мире принесла перемены, которые стали поворотным моментом в дальнейшем развитии проектной культуры этнодизайна, и, как следствие, ее переориентации на культурную идентичность, традиционную культуру, историческое наследие.

37-43 13
Аннотация

Введение. В современном мире значительный интерес представляют академические и методические вопросы преподавания языков малых народов Северного Кавказа, исторические и культурные особенности жизни некоторых народов, а также особенности мотивации обучающихся к самостоятельной подготовке в рамках курса «Второй иностранный язык». Актуальность исследования заключается в необходимости более детального рассмотрения проблемы сохранения историко-культурного и языкового наследия представителей таких малочисленных народов, как черкесогаи, багуалы, кайтагцы, арчинцы, чамаллы и аккинцы. Цель данного исследования — определить, каким образом функционирует мотивационный механизм студентов, являющихся представителями малых народов Северного Кавказа, в процессе изучения второго иностранного языка, исходя из этнокультурных особенностей обучающихся.
Материалы и методы. Используется комплекс лингвистических, специально-исторических и педагогических методов. Отдельно рассматриваются методы и приемы методики обучения языкознанию.
Результаты исследования. Дополняется и конкретизируется содержание курса «Второй иностранный язык», разработанного на базе Северо-Кавказского федерального университета. Предлагаются разработки и дополнения в существующие разделы и темы: расширение методической базы на примере рассматриваемых народов и общностей; обобщение фольклорного и исторического материала в более тесной связи с современными — актуальными традициями; подготовка мотивирующего материала в виде занимательных заданий, мини-проектов, технологии развития критического мышления, междисциплинарного подхода с учетом новых требований ФГОСа.
Обсуждение и заключение. Практическая значимость исследования отражена в возможности использования некоторых вариантов и стилей предлагаемых авторами технологий, методов и приемов, в частности, проектного метода, дискуссий, работы в формате круглого стола, ролевых игр или веб-квестов. Преподаватели, применяя подобный подход, смогут существенно повысить мотивацию обучающихся, делая обучение более увлекательным и результативным. В перспективе дальнейших исследований результаты работы можно использовать в качестве теоретической базы при создании учебных планов в рамках повышения уровня межкультурной коммуникации между казачьими сообщества на территории СКФО, а также с целью проведения воспитательных мероприятий по культуре Причерноморья.

44-50 14
Аннотация

Введение. Проблематика публикация связана с проблемой формирования и реализации научно-популярных туров в конкретном регионе как специфического вида туризма. В связи с чем актуальным является рассмотрение специфики научно-популярного вида туризма и перспективы его организации на территории Ростовской области. Цель статьи — на основе анализа специфики научно-популярного туризма выявить перспективные направления развития научно-популярного туризма в Ростовской области.
Материалы и методы. При проведении исследования применяются научные методы: сравнительный анализ, позволяющий сравнить субъекты Российской Федерации по уровню развития научно-популярного туризма; документационный, способствующий инвентаризации существующих программных документов в области научно-популярного туризма; перспективный, на основе которого определяются направления дальнейшего развития исследуемого вида туризма; и метод «ключей», в рамках которого Ростовская область рассматривалась как ключевой объект формирования научно-популярных маршрутов.
Результаты исследования. Проанализирован понятийно-терминологический аппарат исследуемой проблематики, материалы отечественных и зарубежных исследований научно-популярного туризма и описана используемая методика. Проанализировано современное состояние научно-популярного туризма в России, в частности, распределение существующих маршрутов по административным субъектам страны. Изучены основные программные документы по исследуемой теме.
Обсуждение и заключение. Ориентируясь на Ростовскую область как «ключевой» регион, авторы выделили перспективные направления организации научно-популярных маршрутов, такие как формирование комплексных экскурсионных программ на базе университетов, расширение интерактивной составляющей и интеграция в туры популярных региональных туристских дестинаций. Определено содержание и преимущества каждого из предложенных направлений с позиции включения Ростовской области в сфере научно-популярного туризма.

Религиоведение

51-56 22
Аннотация

Введение. В России большинство взрослых людей относят себя к Русской Православной Церкви, которая получает значительную поддержку со стороны государства. Церковь активно участвует в социальной, культурной и образовательной жизни; занимается восстановлением храмов, участвует в социальных и образовательных проектах, открывает кафедры теологии в университетах и внедряет основы православной культуры в школьное образование. Однако реальное участие людей в православной практике остается низким. Это создает противоречие между массовым самоидентифицированием себя как православных и фактическим участием в религиозных практиках. В отличие от других культурных идентичностей, таких как спорт или музыка, где активное участие является нормой, в России наблюдается разрыв между религиозной идентичностью и практикой.
Материалы и методы. Методами научного исследования выступают: аналитический, синтетический, дедуктивный, индуктивный, сравнительный, описательный, контент-анализ и исторический анализ. В качестве материала научного исследования выступают работы исследователей феномена религиозной идентичности.
Результаты исследования. Исследование показывает, что хотя многие люди считают себя частью Русской православной церкви, их реальное участие в религиозной жизни остается ограниченным. Это связано с социальными и культурными изменениями, а также с тем, что религиозная идентичность часто не подкрепляется активным духовным опытом. Кроме того, на вовлеченность верующих влияет разнообразие религиозных взглядов и конкуренция между различными религиозными группами. Чтобы повысить интерес к религиозной жизни, необходимо разработать новые методы организации практик и взаимодействия с молодежью.
Обсуждение и заключение. В исследовании проводится анализ отношения россиян к Русской православной церкви. Особое внимание уделяется высокому уровню идентификации с церковью, несмотря на низкий уровень фактического участия в религиозных практиках. В работе также рассматривается исторический контекст, который позволяет выявить основные причины этого несоответствия. Особое внимание уделяется социальным изменениям, демографическим факторам, плюрализму, духовной практике молодежи и формированию идентичности. В заключение делается вывод, что интеграция людей в религиозную жизнь является сложным процессом, который требует дальнейшего исследования. Для улучшения этого процесса предлагаются новые формы социально ориентированных практик.

57-61 8
Аннотация

Введение. Статья посвящена исследованию ценности болезни в религиозной философии XX в. Особый научный интерес представляет изучение ряда трудов нескольких отечественных и зарубежных философов и богословов, работавших в прошлом столетии над проблемами здоровья и болезни: Лука (Войно-Ясенецкий), П. Калиновский, К.С. Льюис и митрополит Антоний Сурожский. Целью данного исследования является поиск в работах религиозных философов положительного аспекта болезни. Достижение поставленной цели требует решения нескольких исследовательских задач: выявление философских работ, содержащих положительный взгляд на проблему существования болезни в отечественной и зарубежной философии XX в.; поиск в установленных работах причин, по которым болезнь может рассматриваться как благо по отношению к страдающему ею человеку, а также определение роли болезни в обществе прошлого века.
Материалы и методы. В качестве общенаучных методов научного исследования применяются описательный, исторический и сравнительный методы исследования, отдельное использование получают дедуктивный и индуктивный методы, а также методы анализа и синтеза данных. Особая роль принадлежит применению диалектического метода.
Результаты исследования. Религиозный мыслитель и врач архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) считал, что положительный аспект болезни раскрывается в духовном укреплении человека благодаря формирующемуся во время нее представлению о единстве с Богом, ещё один отечественный мыслитель и врач — П. Калиновский полагал, что болезнь способствует обращению неверующего человека в веру, осознанию им ценности жизни, а также физически укрепляет организм человека. Британский религиозный философ и писатель К.С. Льюис считал, что положительный аспект болезни проявляется в духовном и физическом укреплении человека, развитии у заболевшего сопереживания. Британский религиозный мыслитель русского происхождения митрополит Антоний Сурожский считал, что ценностный аспект болезни заключается в положительной динамике в поведении заболевшего человека.
Обсуждение и заключение. Сделан вывод, что аксиологический аспект болезни, присутствующий в работах отечественных и зарубежных мыслителей — архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), П. Калиновского, К.С. Льюиса, митрополита Антония Сурожского, получает свое раскрытие в утверждении, что болезнь мобилизует физический и духовный потенциал человека, помогает ему осознать ценность жизни, способствует развитию у заболевшего человека эмпатии и пробуждает религиозные чувства. При этом в статье не отрицается наличие негативной составляющей болезни и ее масштабных социальных последствий, однако демонстрируется характерный для христианства особый взгляд на глубинный смысл вызываемых ею страданий.

Теория и история культуры

62-67 17
Аннотация

Введение. Одной из стратегических задач современной российской экономики является повсеместное создание туристических кластеров. Решение этой задачи невозможно без развитой инфраструктуры, включающей в себя систему обеспечения эффективного функционирования туристско-рекреационной сферы. Цель данного исследования — определение места и значения дизайна в создании привлекательных для туристов объектов размещения и временного проживания на территориях, богатых природными и культурно-историческими ресурсами.
Материалы и методы. Исследование опирается на опыт реального проектирования гостиничного комплекса, расположенного в селе Абрау-Дюрсо Краснодарского края вблизи Черного моря. Металогическая основа базируется на специфическом для архитектурно-дизайнерской деятельности методе предпроектного анализа. Научная и проектная концепция стала результатом использования художественно-образного метода и метода эргономического расчета. К материалам исследования относятся искусствоведческие труды, а также нормативно-правовая литература, регламентирующая проектные подходы при выполнении строительных работ.
Результаты исследования. В качестве важнейшего аспекта формирования проектной идеи выступила проблема сохранения окружающей среды и бережного отношения к культурно-исторической идентичности региона. В процессе исследования проведен анализ развития территории как одной из туристических точек притяжения черноморского побережья, изучена существующая ситуация функционирования гостиничного бизнеса в Абрау-Дюрсо. Сформулирована проектная концепция, суть которой состоит в гармонизации исторически сложившихся объективных условий местности и современных требований к уровню удобства туристов.
Обсуждение и заключение. Миссия дизайна состоит в формировании комфортной среды обитания современного общества. Человек ищет удобство и комфорт не только в постоянных местах проживания, но и находясь в туристической поездке, что повышает востребованность в качественных гостиницах. Концепция проекта данного гостиничного объекта определила единство эстетических и утилитарно-функциональных характеристик отеля. Такой подход обеспечивает привлекательность туристического региона, удовлетворяя потребности гостей в качественных условиях временного проживания.