ISSN 2414-1143

Поиск статей

Автор
Ключевое слово
Период От До

Результаты поиска

Шенкао М.А. Народы Кавказа и Причерноморья: искусство красноречия / аннотация

Шенкао Мухамед Алиевич – доктор философских наук, профессор, член РФО, заслуженный деятель науки КЧР. г. Черкесск, КЧР, Россия.

Рассматриваются различные формы здравиц: со времен нартского эпоса по наше время. В данном исследовании мы опираемся на работы Сакиева А., Кардангуш Зарамук, Налоева Заура, Инал-Ипа Ш.Д., Бигуа С. «Хъуэхъу» (хох – благопожелания в вербальной форме) – часть традиционной жизни и культуры народов. Хохи раскрываются только в данном месте и в данное время, т.е. в момент «пIалъэ» (= срок, точка пересечения времени и места). Место и время произнесе-ния хох определяют его направленность, глубину. С другой стороны, хох – это искусство народного красноречия, что давалось далеко не всем. Человек, который брался говорить особенный хох (тост) должен был долго учиться у других. Исторически считалось, что красиво говоривший говорил от имени Бога, что Бог – «тхьэ, анчва», вложил в его уста наивысшие, наиблагородные слова народа. В эпосе «Нарты» его получил, например, Сосруко за свои деяния во имя народных нартских благ. Великий старец, герой эпоса Насрен-Жаче, беря слово у тамады, хохом, добрым словом благословляет Ашамеза, нартского Орфея. Получить благопожелания от героя – это не менее важное событие, чем получить хох от богов, ибо он(герой) много повидал, многое сделал, т.е. он почти богоподобен. В системе воспитания адыго-абхазского рыцарского сознания заметную роль играли и слова-внушения (суггестии), полученные через наставления в хохах. Человек как-бы довершал в хохах свое образование, ему открывались здесь новые истины и просторы бытия. Таким образом, нами показано, что хохи бывают разные. Их произносят по разным поводам: начало трудов крестьянских, новоселье, выхода на весеннее поле и т.д. Есть также у горцев священные хохи о пище на столе, о щедрости стола. Здравицы произносили во имя зятя или сына, или невестки. Особенно многочисленны хохи у абхазов-христиан. Искусство красноречия, благопожелания, здесь, на древней земле Апсны, достигает высокой отточенности, аристократизма духа. За столом абхазы строго следят за собой и соседями: соблюдается ли «Апсуара» («абхазство»). Но через апсуара и адыгство народы защищают и свое национальное лицо, свою индивидуальную неповторимость, не желая раствориться и исчезнуть среди других этносов. Умение произносить хох для народов Северного и Западного Кавказа – показатель культуры человека. Хох не просто слова к месту и времени, а слова-чувства, слова-понятия, слова-сакральности, организующие и подчиняющие себе людей. В здравицах – хохах как бы конкретизированы и детализированы понятия красоты народа, его моральности, этикета поведения, правды. Показано значение данной темы для более глубокого понимания и изучения культуры народов Кавказа.

Шенкао М.А. Культура кавказского пиршественного стола / аннотация

Шенкао Мухамед Алиевич – доктор философских наук, профессор, член РФО, заслуженный деятель науки КЧР. г. Черкесск, КЧР, Россия.

«Хъуэхъу» (дословно: похвалить, похвальба), хох – это благопожелания в вербальной форме, часть традиционной жизни и культуры народов. Место и время произнесения хох определяют его направленность, глубину, сложность. С другой стороны, хох – это искусство народного красноречия. Их произносят по разным поводам: начало трудов крестьянских, новой луны, новоселья, свадьбы, первой строки скошенного сена, выхода на весеннее поле, окончания сева и.т.д. Умение произносить хох для народов Северного и Западного Кавказа – показатель культуры человека. Малейшие нарушения застольного этикета вызывают зачастую или неловкость, или бурную реакцию. Здесь много традиционализма. Показано, что хох не просто слова к месту и времени, а слова-чувства, слова-понятия, слова-сакральности, организующие и подчиняющие себе людей. На основании проведенного исследования нами проанализированы различные формы здравиц: начиная со времен нартского эпосадо до современности. Показана культура общения за пиршественным столом. Подчеркнуто, что апсуара и адыгство формировали стиль мышления и поведения людей Северного и Западного Кавказа. Обоснована актуальность исследования данного феномена для понимания и проникновения в глубины национального самосознания, исторической памяти и традиций культуры народов.

Донской государственный технический университет
Тбилисский государственный университет
Молдавская ассоциация международного права
Университета Данубиус
Варненский свободный университет им.Черноризца Храбра