ISSN 2414-1143

Поиск статей

Автор
Ключевое слово
Период От До

Результаты поиска

Хуако Ф.М. Хроника присутствия Адыгов в Крыму / аннотация

Хуако Фатимет Нальбиевна – доктор филологических наук, профессор. Майкопский государственный технологический университет. г. Майкоп, Республика Адыгея, Россия.

Рассматривается хронология событий, сопровождавших присутствие адыгского народа на территории Крыма. Приводятся исторические факты, доказывающие и иллюстрирующие обитание и развитие адыгов на крымских землях, становление их государственности, реализацию внутренней и внешней политики нации. Отталкиваясь от утверждения малой изученности, автор перечисляет имеющиеся труды зарубежных (в частности, И. Клинген «Основы хозяйства в Сочинском округе (1897 г)) и отечественных ученых (и прежнего, и нового времени), автор освещает давно-вековые события XVII – XIX вв. Выявляя не только торгово-политические, но и родственные связи между Крымом и Черкесией, описываются разнообразные детали данных взаимоотношений, выводятся на первый план неизвестные ранее подробности правления (в частности, Инала) и разносторонне тем самым доказывает интенсивное наличие искомых крымско-черкесских связей. Апофеозом таковых оказывается биография русского царя Ивана Грозного, связавшего свою судьбу с черкесами женитьбой на их представительнице во времена правления Кемиргоко Идарова. Рассказывая об имевших место военных операциях, захватах и нападениях, производившихся правителями на описываемых территориях в рассматриваемый период, Ф.Н. Хуако иллюстрирует требуемый виток государственных контактов и выдвинутый им изначально тезис о присутствии адыгов в Крыму выглядит несомненным и бесспорным. Подчеркивая упоминание Инала в фольклорных текстах адыгов и констатируя обращение к этому образу в работах С. Хан-Гирея и Ш. Ногмова, автор прослеживает его судьбу и утверждает влияние на этнос. Анализируя изучение властного периода Иналидов современными историками А. Осташко «Черкесы и Крым», А. Максидовым «Исторические и генеалогические связи адыгов с народами Причерноморья» и Ф. Озовой «Черкесо-итальянские исторические пересечения и параллели», автор преимущественно принимает их аргументы и объясняет свою позицию, что позволяет ему выстроить собственную обоснованную конструкцию.

Хуако Ф.Н. Гендер в прозе как один из аспектов адыгского этносознания (первая половина ХХ в.) / аннотация

Хуако Фатимет Нальбиевна – доктор филологических наук, профессор, Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп, Республика Адыгея, Российская Федерация.

Рассматривается образ женщины и его отображение в литературе на примерах творчества адыгских авторов первой половины XX века (Х. Теучежа, Ю. Тлюстена, А. Евтыха). Автор обращается к региональным северокавказским научным трудам, затрагивающим гендерную тематику, аргументируется идея о своеобычии этой линии у адыгов с их этническим сознанием. Делается вывод о малом освещении образа женщины в литературоведении, тем более, – в этническом (адыгском) контексте. Подробно анализируется традиционность адыгского этноса; проблема дискриминации применительно к адыгской женщине в семье; характерологический ряд женского образа как в обществе и в семье, так и в произведениях: трудолюбие, рукоделие и т.д., а также умение выстоять в трудной ситуации. Выводом по ряду черт женского характера как в этносе, так и в рассматриваемых произведениях является утверждение о том, что именно право адыгской женщины позитивно влиять на конфликтные ситуации в социуме допустимо рассматривать как доказательство отсутствия какой-либо дискриминации, которое напрямую и плодотворно могло воздействовать на вырабатывание векового этнического сознания.

Хуако Ф.Н. Этнопедагогика как метод в кризис нового века (с учетом адыгского опыта) / аннотация

Хуако Фатимет Нальбиевна – доктор филологических наук, профессор, Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп, Республика Адыгея, Российская Федерация.

Актуальность представленной статьи обусловлена протекающими на мировом пространстве процессами глобализации, включающими явную сегодня постиндустриальную технократию. Возникающий в этих условиях кризис индивидуального сознания, в первую очередь, отражающийся на молодежи, требует выведения новых дидактических формул. Методы в этом случае включают: наблюдение, аналитическое сопоставление, синтетическое структурирование. Народная педагогика на Северном Кавказе (в частности, у адыгов), представляемая в статье как возможный методологический выход, способна помочь в формировании и в привитии подростку требуемой системы ценностей, минуя имеющуюся в РФ осложненность: 1) двуязычием и 2) социумом. Основной целевой установкой выступило исследование теоретико-методологических основ национальной (в частности, адыгской) этнопедагогики как насыщенного дидактического ресурса, изучение коего содействует достижению тактических образовательных задач. Как было выявлено в ходе исследования, включение этнопедагогических средств в образовательную схему затрудняется сегодня вследствие недостаточной прикладной изученности. Привитие индивидуальных доминант во все времена четко связано общенародными убеждениями носителей языка, что прямым текстом воспроизводится в этнических методиках. Тем самым, в целом: 1) в педагогической практике по возможности следует опираться на этнопедагогические сведения предыдущих поколений, но 2) при этом необходимо привитие учащемуся интереса к научному знанию и процессу.

Хуако Ф.Н. Художественный текст и его понятийный ракурс в условиях русско-черкесского билингвизма / аннотация

Хуако Фатимет Нальбиевна – доктор филологических наук, профессор, Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп, Республика Адыгея, Российская Федерация.

Предметом исследования выступает черкесская эстетика. Языковая панорама черкесов несет русско-черкесскую двузначную сердцевину, чем объясняется потребность обратиться к современному авторскому созданию текста с позиций коммуникации, учитывая этно-своеобразное в конкретной эстетике. Подчёркнуто, что внимание исследователей к вопросам ментального мышления в двузначном языковом оформлении художественного текста сегодня усиливается. Показано, что в билингвальном русско-черкесском пространстве на протяжении всего его существования компонуется текстовое вкрапление в изложение разнообразных, семантически насыщенных менталитетом черкесов, выразительных средств, обозначаемых как «ментальные фраземы». Делается вывод, что словотворцы, сами являющиеся носителями национального языка, умышленно и планомерно включают в продуцируемый ими текст соответствующие выразительные обороты, порой просторечные, но несущие нужную авторам тональность. Заключение содержит мысль о том, что современному черкесскому автору удается рассмотрение в художественном изложении философских истин, продолжающих наполнять ментальные интересы и по сей день. В качестве методики, применяемой в исследовании, преимущественно используется периодическое сопоставление имеющихся по вопросу понятийных данных, а также производимый на его основе терми-нологический анализ, помогающий захватить объективный ракурс проблемы с привлечением текстовых иллюстраций.

Хуако Ф.Н. Интертекстуальность жанра с учетом диалогизации и национальной применимости / аннотация

Хуако Фатимет Нальбиевна – доктор филологических наук, профессор, Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп, Республика Адыгея, Российская Федерация.

Исследуется хронология развития терминологических компонентов интертекста, освещаются некоторые этапы изученности в отечественной и зарубежной филологической, социологической и культурологической науке. Рассматривается и пошагово анализируются определения интертекста и интертекстуальности в работах Н. Фатеевой, Д. Багрецова, Г. Буркитбаевой, Н. Фейрклау, Ю. Кристевой, М. Кремшокаловой и др. Исследуется вопрос о практической применимости интертекста, а также его национальной применимости. Рассматривается современное воздействие мифического постмодернизма. Показано, что многие действующие тенденции постмодернизма приобрели в черкесской прозе нового тысячелетия собственную лингвопоэтику. Выделяемые нами интертекст и интердискурс работают специфическими языковыми и смысловыми чертами тех или иных восклицаний вызывают интержанровость данных фрагментов в соответствующем (в том числе, и в адыгском) языке. Таким путем авторское созидание, противостоящее авторскому уходу, совсем не возражает интертексту, поскольку последний определяется и в качестве равновесия словесных изложений. При этом с учетом многочисленности имеющихся в умах и форсируемых литературной строкой трактовок получателя, одной из самых важных ее сторон действует именно понимание абонента, являющее собой как раз достоверный интертекстуальный ресурс.

Хуако Ф.Н. Младописьменное словотворчество в Адыгее: стартовые (ААО) и текущие (РА) тенденции / аннотация

Хуако Фатимет Нальбиевна – доктор филологических наук, профессор, Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп, Республика Адыгея, Российская Федерация.

Произведено обзорное рассмотрение творческой эпохи адыгских писателей Адыгейской автономной области советского периода и последующей республиканской территории. Ввиду малой изученности исследуемого художественного материала подобное обзорное рассмотрение актуально. Прослеживаются стартовые шаги, становление и последующее развитие прозаических текстов адыгских авторов. Тематически, писатели Адыгеи в начале века актуализировали главным образом проблематику столкновений с прежним мироустройством, а также нередко гендер. Поворот к фактическому изображению, а с ним и к хроникам событий, убедительно случился позже. Уже во второй половине прошлого века он появился в художественном слоге таких адыгских писателей как Исхак Машбаш, Джамбулат Кошубаев, Нальбий Куек, Юнус Чуяко и других. Постмодернистские включения 90-е гг. ХХ в. в современную литературу отразились на более поздней, высветившаяся ближе к новому веку мифологической поэтике Адыгеи. Этническая окрашенность, тематика, историчность, лиризация, обращение к человеку – все эти повороты на протяжении прошлого и начала нынешнего веков проанализированы с выведением заключения об особенностях творческой активности адыгских писателей Адыгеи. Считаем, что рассматриваемый в статье литературный материал позволяет вести речь и о специфике адыгского этноса как независимом, весьма урегулированном (и на социальном, и на культурном полях) образовании. Заметны в художественных текстах личностная стилистика изложения, обобщение и прослеживание нрава не всегда понятного, порой загадочного по сути персонажа и т.д. Все эти и подобные, но весьма необычные для эпики текстовые приемы послужили доказательством творческого прогресса анализируемых авторов.

Донской государственный технический университет
Тбилисский государственный университет
Молдавская ассоциация международного права
Университета Данубиус
Варненский свободный университет им.Черноризца Храбра