ISSN 2414-1143

Поиск статей

Автор
Ключевое слово
Период От До

Результаты поиска


Notice: Undefined variable: date1 in /home/u6138/science-almanac.ru/docs/articlesearch.php on line 128

Notice: Undefined variable: date2 in /home/u6138/science-almanac.ru/docs/articlesearch.php on line 128

Notice: Undefined variable: date1 in /home/u6138/science-almanac.ru/docs/articlesearch.php on line 137

Notice: Undefined variable: date2 in /home/u6138/science-almanac.ru/docs/articlesearch.php on line 138

Матецкая А.В. Религия и секуляризм в современной Болгарии / аннотация

Матецкая Анастасия Витальевна – доктор философских наук, профессор. Южный федеральный университет. г. Ростов-на-Дону, Россия.

В последние десятилетия классическая теория секуляризация подвергается критике, поскольку не позволяет адекватно анализировать религиозную ситуацию в мире на исходе ХХ – начале ХХI вв. Формируются новые теоретические подходы, учитывающие активизацию религий в последние десятилетия и изменение форм религиозности. Однако критика теории секуляризации не означает, что все ее выводы были ошибочными. Согласно этой теории, важнейшим аспектом секуляризации был процесс обособления религии от других социальных институтов, в частности, от государства. В результате процесса секуляризации в западных обществах сформировалось светское государство, а религия превратилась в частное дело индивида, что нашло отражение в концепциях приватизации религии, невидимой религии и т.д. Результатом секуляризации стало доминирование секуляризма как формы мировоззрения и возникновение способа социального бытия, подразумевающего не только отделение религии от государства и других социальных институтов, но доминирование в публичной и мировоззренческой сфере светских ценностей, идей и норм. В современном глобализирующемся мире распространение секуляризма является частью процесса глобального распространения западных ценностей. Однако за пределами западноевропейских обществ секуляризм может приобретать формы, отличающиеся от западной модели, исторически сложившейся на почве переосмысления католического и протестантского наследия. Рассматривается специфическая форма секуляризма, сложившаяся в Болгарии и названная К. Годси «симфоническим секуляризмом». В его основе лежит унаследованное от православия представление о взаимосвязи религии и политики, церкви и государства, допускающее даже в современных условиях вмешательство государства в регулирование религиозных вопросов. Такая форма секуляризма не исключает религиозный плюрализм и не подразумевает глубокой личной религиозности. Религия предстает не столько как учение об индивидуальном спасении, сколько как основа культурной, этнической и политической идентичности. Специфические формы секуляризма и понимания религии влияют на религиозную ситуацию в современной Болгарии.

Донской государственный технический университет
Тбилисский государственный университет
Молдавская ассоциация международного права
Университета Данубиус
Варненский свободный университет им.Черноризца Храбра