ISSN 2414-1143

Поиск статей

Автор
Ключевое слово
Период От До

Результаты поиска

Кратова Н.В. Памятники истории и культуры в системе государственно-конфессионального взаимодействия в постсоветский период (на примере Карачаево-Черкесии) / аннотация

Кратова Наталья Васильевна – кандидат исторических наук, доцент, Карачаево-Черкесский институт гуманитарных исследований при Правительстве КЧР, г. Черкесск, Карачаево-Черкесская республика, Российская Федерация.

Настоящая статья посвящена важному, весьма сложному и неоднозначному вопросу сферы государственно-конфессиональных отношений - возвращению религиозным организациям некогда национализированных культовых зданий и другого имущества религиозного назначения. В Российской Федерации, в отличие от некоторых других стран постсоветского пространства, категорически отказались от проведения реституции национализированного имущества, однако в отношении религиозных организаций пошли на некоторые уступки, признав возможность возвращения зданий и утвари религиозного назначения. Вышло несколько правительственных постановлений, регламентировавших этой процесс, специально для координации этих вопросов была создана Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ. В 2010 году был издан Федеральный закон № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», в соответствии с которым в случае официального обращения религиозной организации передаче подлежат любые объекты религиозного назначения, независимо от формы собственности. Однако реализовать на практике предоставленное государством право оказалось совсем непросто. Возникло большое количество проблем, решить которые было достаточно трудно. Как правило, в культовых зданиях часто располагались музеи либо иные учреждения, которые нужно было куда-то переводить. Вставал и вопрос о сохранности передаваемого имущества, которое неизбежно могло пострадать от регулярного использования. В условиях Карачаево-Черкесии попытки церкви вернуть храмовые комплексы Х века натолкнулись на жесткое сопротивление не только музейного руководства, но и общественности, рассматривавшей памятники прежде всего как культурную ценность своего народа. В настоящей статье показано, как решалась эта проблема в КЧР в постсоветский период. Статья основана на документах из архива Уполно-моченного Главы КЧР по связям с религиозными организациями, копии которых были любезно переданы автору.

Кратова Н.В. Некоторые аспекты развития мусульманской уммы Карачаево-Черкесии в 2011-2020 гг. / аннотация

Кратова Наталья Васильевна – кандидат исторических наук, доцент, Карачаево-Черкесский институт гуманитарных исследований при Правительстве КЧР, г. Черкесск, Карачаево-Черкесская республика, Российская Федерация.

Показаны некоторые направления развития мусульманской уммы Карачаево-Черкесии во втором десятилетии XXI века после проведения Восьмого отчетно-выборного съезда мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья. Дается обзор положения дел в Духовном управлении Карачаево-Черкесии и Ставрополье в конце нулевых. Наряду с очевидными достижениями, позволившими муфтияту занять достойное место в социальной структуре республики, к этому времени накопился серьезный комплекс противоречий, требующих проведения реформы системы управления муфтиятом. Прежде всего, стояла задача восполнить человеческие потери – за несколько лет были убиты видные духовные лидеры, пользовавшиеся большим авторитетом в местной умме. Кроме того, необходимо было привлечь к работе в муфтияте представителей молодого образованного духовенства. Важной задачей было не допустить раскола духовного единства в условиях выхода из состава муфтията ставропольской уммы, образовавшей собственный муфтият. Также подробно рассматривается система администрирования, созданная после Восьмого отчетно-выборного съезда мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья. Критерием ее эффективности стала работа по противодействию идеологии экстремизма и терроризма. Наличие в системе уравления муфтиятом образованного духовенства позволило достойно противостоять агитации приверженцев запрещенных на территории России организаций и не допустить формирования у членов экстремистских ячеек ореола «поборников и правды» и «защитников справедливости». Негативной стороной созданной схемы управления муфтиятом стала некоторая стагнация: за десять лет органы управления практически не обновлялись. Неудачей завершилась попытка создания собственного сайта. В этот же период в республике продолжали появляться незаконные вооруженные формирования сторонников религиозной экстремистской идеологии, ликвидация которых требовала значительных усилий правоохранительных органов.

Донской государственный технический университет
Тбилисский государственный университет
Молдавская ассоциация международного права
Университета Данубиус
Варненский свободный университет им.Черноризца Храбра