ISSN 2414-1143

Поиск статей

Автор
Ключевое слово
Период От До

Результаты поиска

Агапов Е.П., Пендюрина Л.П. Социальная помощь в истории народов Причерноморья / аннотация

Агапов Евгений Петрович – доктор философских наук, профессор, Ростовский государственный экономический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Пендюрина Людмила Петровна – доктор философских наук, доцент, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Рассматривается влияние древнегреческой благотворительности на социальную помощь народов Причерноморья. Социальная работа стала профессией только в начале прошлого столетия, однако её корни уходят во времена древности. Именно тогда сложился механизм социальной помощи, который сводился к тому, что каждый человек находится под защитой семьи, общины и других традиционных структур. Этот механизм социальной помощи был характерен для тавров, скифов, сарматов и других причерноморских народов. До эпохи античности, начало которой относится ко второй трети первого тысячелетия до н. э., для Древней Греции были характерны те же отношения, что и для других государств ближневосточного региона. Эти отношения характеризовались господством общинных связей и передававшейся по наследству властью басилевсов, а также неразвитостью частной собственности. Однако в VIII в. до н. э. в Древней Греции начались структурные преобразования, которые привели к выходу на первый план частнособственнических отношений, господству частного товарного производства, эксплуатации рабов, отсутствию сильной централизованной власти и полисному самоуправлению. С превращением государства в инструмент господства частных собственников социальная помощь приобрела классовый характер, который проявлялся в том, что рабы были фактически лишены её. С другой стороны, неотъемлемым элементом общественной жизни античности стала благотворительность, которая проявлялась в организации общественных трапез, раздаче денег нуждающимся, строительстве храмов и бань за счёт частных пожертвований, а также других мероприятиях. По мнению авторов, можно говорить о двух каналах влияния древнегреческой благотворительности на социальную помощь народов Причерноморья. Первый из этих каналов, называемый ими прямым, связан с созданием греческих колоний по всему побережью Чёрного моря. Второй канал может быть назван косвенным, поскольку он был опосредован культурой Древнего Рима. В начале первого тысячелетия в древнеримском обществе возникло противоречие между потребностью в социальной помощи и ограниченными возможностями её реализации, которое было снято в христианстве. Согласно христианству, милосердие вытекает из любви, совпадающей с сущностью Бога, а практическим выражением милосердия оказывается благотворительность. Поэтому распространение христианства, начавшееся в странах Причерноморья в IV в., способствовало развитию в них благотворительной деятельности.

Агапов Е.П., Пендюрина Л.П. Логическая культура древней Руси / аннотация

Агапов Евгений Петрович – доктор философских наук, профессор, Ростовский государственный экономический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Пендюрина Людмила Петровна – доктор философских наук, доцент, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Статья посвящена становлению логики в России, которое началось в 18 в. Однако её предпосылки уходят в значительно более глубокие пласты отечественной культуры. Логическая культура любого общества представляет собой характерную для него совокупность стереотипов мышления, которая проявляется в способах аргументации, а также в умении оценивать умозаключения, разрабатывать гипотезы, систематизировать объекты и т. д. Первым логико-философским трактатом в Древней Руси считается «Изборник Святослава», логическая часть которого содержала изложение аристотелевского трактата «Категории», а также комментария к нему, написанного в 3 в. сирийским логиком Порфирием. Более обширный логический материал можно было почерпнуть из переводов и переложений «Диалектики», написанной в 8 в. византийским богословом Иоанном Дамаскином. В ней рассматривались аристотелевские категории, а также суждение и категорический силлогизм. Возникновение логики в России было связано не только с её внутренними закономерностями, но и с потребностями развития тех областей теоретической и практической деятельности, в которых важная роль отводилась обоснованности и убедительности рассуждений. Из областей теоретической деятельности важнейшими были математика и философия, а из областей практической деятельности – общинно-вечевое правление. Развитие логической культуры, начавшееся в Древней Руси в 11 в., привело в 18 в. к становлению логики в России. Но ещё потребовалось несколько десятилетий, чтобы логика в России превратилась в самостоятельную науку.

Донской государственный технический университет
Тбилисский государственный университет
Молдавская ассоциация международного права
Университета Данубиус
Варненский свободный университет им.Черноризца Храбра