НОВОСТИ 31.12.2020 10.07.2020 30.06.2020 |
Поиск статейРезультаты поискаАгапов Е.П., Пендюрина Л.П. Социальная помощь в истории народов Причерноморья / аннотация Агапов Евгений Петрович – доктор философских наук, профессор, Ростовский государственный экономический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация. Рассматривается влияние древнегреческой благотворительности на социальную помощь народов Причерноморья. Социальная работа стала профессией только в начале прошлого столетия, однако её корни уходят во времена древности. Именно тогда сложился механизм социальной помощи, который сводился к тому, что каждый человек находится под защитой семьи, общины и других традиционных структур. Этот механизм социальной помощи был характерен для тавров, скифов, сарматов и других причерноморских народов. До эпохи античности, начало которой относится ко второй трети первого тысячелетия до н. э., для Древней Греции были характерны те же отношения, что и для других государств ближневосточного региона. Эти отношения характеризовались господством общинных связей и передававшейся по наследству властью басилевсов, а также неразвитостью частной собственности. Однако в VIII в. до н. э. в Древней Греции начались структурные преобразования, которые привели к выходу на первый план частнособственнических отношений, господству частного товарного производства, эксплуатации рабов, отсутствию сильной централизованной власти и полисному самоуправлению. С превращением государства в инструмент господства частных собственников социальная помощь приобрела классовый характер, который проявлялся в том, что рабы были фактически лишены её. С другой стороны, неотъемлемым элементом общественной жизни античности стала благотворительность, которая проявлялась в организации общественных трапез, раздаче денег нуждающимся, строительстве храмов и бань за счёт частных пожертвований, а также других мероприятиях. По мнению авторов, можно говорить о двух каналах влияния древнегреческой благотворительности на социальную помощь народов Причерноморья. Первый из этих каналов, называемый ими прямым, связан с созданием греческих колоний по всему побережью Чёрного моря. Второй канал может быть назван косвенным, поскольку он был опосредован культурой Древнего Рима. В начале первого тысячелетия в древнеримском обществе возникло противоречие между потребностью в социальной помощи и ограниченными возможностями её реализации, которое было снято в христианстве. Согласно христианству, милосердие вытекает из любви, совпадающей с сущностью Бога, а практическим выражением милосердия оказывается благотворительность. Поэтому распространение христианства, начавшееся в странах Причерноморья в IV в., способствовало развитию в них благотворительной деятельности. |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |