ISSN 2414-1143

Поиск статей

Автор
Ключевое слово
Период От До

Результаты поиска

Греков И.М. Религиозные идея и методы работы в гурджиевском учении / аннотация

Греков Игорь Михайлович – кандидат философских наук, Рязанский государственный университет, г. Рязань, Российская Федерация.

Целью данной статьи является рассмотрение гурджиевской интерпретации понятия духовная работа и методов данной работы. Автором подчеркивается, что, изучая гурджиевскую теорию человека, систему движений и медитативных практик, взаимосвязь антропософии «четвертого пути» и эзотерических форм христианства не только теоретически, но и практически, многие из последователей Гурджиева были непосредственными участниками событий жизни в гурджиевских группах. Сфера их интересов привела к исследованию таких проблем как «внутренняя и внешняя жизнь человека», «механики человеческого поведения», «работа» и др. Автор утверждает, что гурджиевская система «работы над собой» представляет значительный интерес для современности и требует осмысления в контексте религиозно-философского знания. В статье приводится несколько проблем, с которыми, по мнению Г.И. Гурджиева непременно должен столкнуться обычный человек, если он не осознает собственной «механичности». Автор раскрывает суть «четвертого пути» Г.И. Гурджиева, говорит о его религиозно-философских истоках, пишет о необходимости предварительной подготовки перед использованием данной методики. В статье также говорится о «точке опоры», с которой должно начаться преобразование внутреннего духовного мира человека, перечисляются специфические методы, которые следует использовать человеку, желающему постигнуть учение Г.И. Гурджиева о «четвертом пути». Автор подчеркивает необходимость ежедневного «труда над собой», а также подробно описывает препятствия, которые могут помешать человеку достичь желаемого результата. Автор перечисляет семь направлений «внутренней работы над собой», которые можно встретить в трудах Г.И. Гурджиева, обосновывает преимущество антропософской системы Г.И. Гурджиева в сравнении другими философскими направлениями.

Греков И.М. Понятия эзотеризм и экзотеризм в контексте религиозно-философских учений XX века / аннотация

Греков Игорь Михайлович – кандидат философских наук, Рязанский государственный университет, г. Рязань, Российская Федерация.

Рассматриваются понятия эзотеризм и экзотеризм в контексте религиозно-философских учений XX века. В центре внимания автора – теософия Е. Блаватской, А. Безант, «живая этика» Рерихов, антропософия Р. Штайнера, традиционализм Р. Генона, учение о «Розе Мира» Д. Андреева, а также эзотерическое христианство Б. Муравьева. Анализируя работы Н. Бердяева, автор приходит к выводу, что для мыслителя мистическое и есть эзотерическое (внутреннее), переживание, состояние, которое практически не передается с помощью понятий в противовес теология, которая экзотерична Господство новой религиозности Н.А. Бердяев связывает с формированием синтетического религиозного учения, основанием которого станет сознательная мистика, мистический реализм, противоположный здравому смыслу и оправданный разумом.

Греков И.М., Орленко О.А. Христианская символика смерти в трудах представителей русской религиозной философии / аннотация

Греков Игорь Михайлович – кандидат философских наук, Рязанский государственный университет, г. Рязань, Российская Федерация. Орленко Ольга Александровна – кандидат философских наук, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Рассматривается специфика и сущностные черты христианской символики смерти в русских религиозных философов XIX-XX вв. Отмечается, что невысокая степень разработанности данной темы создает проблему трансляции христианских символов в учебных курсах религиоведческой направленности современных российских вузов. Подчеркивается недостаточная степень разработанности таких аспектов христианской символики, как установление источника происхождения, специфики изображения и выявления сущностных признаков христианской символики смерти на основе исследования трудов представителей русской религиозной философии. Раскрываются связь между двойственным пониманием смерти, сложившимся в русской религиозной философии в XIX-XX вв., и спецификой изображения христианских символов смерти в религиозном искусстве. Отмечается наличие в русской философии как теологической, так и психологической точек зрения на интерпретацию христианских символов смерти. На основе исследования работ Л.П. Карсавина, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина и А.Ф. Лосева, выявляется такие христианские символы смерти, как крест, солнечное затмение, голова (череп) Адама, пшеничное зерно, песочные часы (время), дверь, цветок. Приводятся примеры воплощения христианских символов в религиозном искусстве, сделан вывод, что символы смерти в русской религиозной философии одновременно выступают символами воскрешения.

Донской государственный технический университет
Тбилисский государственный университет
Молдавская ассоциация международного права
Университета Данубиус
Варненский свободный университет им.Черноризца Храбра