ISSN 2414-1143

Поиск статей

Автор
Ключевое слово
Период От До

Результаты поиска

Макарова О.С., Павленко В.Г., Гончаров А.С. Концептуальное значение развития языковой личности в полилингвальном пространстве Cеверо-Кавказского региона / аннотация

Макарова Олеся Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Российская Федерация. Павленко Вероника Геннадиевна – кандидат филологических наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Российская Федерация. Гончаров Артем Сергеевич – студент, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Российская Федерация.

Исследуются структурно-функциональные свойства развития языковой личности в двуязычной и многоязычной среде. Особое внимание уделяется факторам, влияющим на развитие языковой личности в поликультурном и полилингвальном пространстве Северо-Кавказского региона. Выявляются основные особенности развития языковой личности, даётся общая характеристика уровням владения языком, а также тем факторам, которые могут сформировать в социальном и языковом пространстве линвгоментальный комплекс за счёт усвоения новых культурных концептов и ценностных аттракторов. Оценивается фактор владения родным и иностранным языком у представителей кавказской культуры. Для изучения социолингвистического материала приводится концепция языкового контакта Вайнрайха и концепция языковой личности Вайсгербера, используются результаты исследований современных социолигвистов М.М. Кашапова и В.Н. Топорова. Диалог культур в многоязычной среде анализируется с точки зрения демонстрируемых языковых и неязыковых реакциях, которые проявляются наиболее наглядно в ходе столкновения различных лингвокультур. Совокупность языковых и культурных противоречий порождает множество барьеров: социальных, психологических, языковых. Подчеркнуто, что нивелирование их возможно только при установлении целостного контакта между коммуникатором и реципиентом, где и проявляется вся полнота речевой деятельности и раскрывается сущность языковой личности.

Макарова О.С., Гончаров А.С. Кубанская казачья балачка: диахронический и лингвокультурологический аспекты / аннотация

Макарова Олеся Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Российская Федерация.
Гончаров Артем Сергеевич – студент, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Российская Федерация.

Авторы исследуют особенности диалекта казаков Кубани в XIX века и в современности. Наиболее подробно изучаются лексика, морфология и фонетика диалекта, историческое и культурное развитие языка кубанского казачества, его отделение от сформировавшейся донской балачки. Актуальность темы заключается в необходимости более детального изучения устной и письменной традиций кубанцев как языковой группы, взаимодействие с которой предоставит ценные языковые сведения об особенностях речевой, речетворческой деятельности и освещении актуального фольклора кубанского казачества в Ставропольском крае. Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования можно использовать при изучении казачества и, в частности, культуры кубанцев, современных социальных и этнических норм, обычаев потомков казаков Кубани, что представляется, несомненно, важным для сохранения общекультурных традиций прошлого. Научная новизна работы обусловлена частным изучением языковых особенностей и диалекта кубанской балачки с помощью комплексного анализа. Методологический аппарат исследования составляют общенаучные, лингвистические, специально-исторические и социологические методы исследования. Результаты исследования можно использовать в качестве теоретической базы при создании приемов и форм языкового взаимодействия с кубанцами в рамках повышения уровня межкультурной коммуникации в СКФО. Материалы статьи в региональном контексте можно использовать на уроках по «Истории», «Краеведению», «Литературе», изучения ряда тем в рамках языковых, исторических и культурологических дисциплин в высших учебных заведениях, а также с целью проведения воспитательных мероприятий по культуре Ставропольского края.

Донской государственный технический университет
Тбилисский государственный университет
Молдавская ассоциация международного права
Университета Данубиус
Варненский свободный университет им.Черноризца Храбра