ISSN 2414-1143

Поиск статей

Автор
Ключевое слово
Период От До

Результаты поиска

Шестаков Ю.А., Несмеянов Е.Е. Историософия Л.П. Карсавина в свете основных проблем обеспечения национальной безопасности России / аннотация

Шестаков Юрий Александрович – кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры философии, истории и мировых религий Института сферы облуживания и предпринимательства (филиала) Донского государственного технического университета. г. Ростов-на-Дону, Россия.
Несмеянов Евгений Ефимович – доктор философских наук, профессор. Донской государственный технический университет. г. Ростов-на-Дону, Россия.

Предпринят анализ оригинальной попытки рефлексии мирового исторического развития, представленной в рамках историософии выдающегося отечественного философа и историка Л.П. Карсавина (1882 – 1952) в целях обоснования и дальнейшей конкретизации стратегии национальной безопасности РФ. Сделан вывод, что в рамках его философии истории такие безусловные приоритеты национальной безопасности как: достижение баланса интересов личности общества и государства; обретение ценностного консенсуса внутри общества на базе сохранения социокультурной идентичности; обеспечение стабильности основных социальных институтов России и выработка государственной идеологии обретают мощный философский фундамент, историческое обоснование, а так же принимают форму логически обоснованных конкретных рекомендаций по их осуществлению.

Ключевые слова: Карсавин, историософия, история, качествование, ценности, интересы, институты, идеология, национальная, безопасность.

Шестаков Ю.А. Экспликация исторического сознания в контексте формирования культуры национальной безопасности России / аннотация

Шестаков Юрий Александрович – кандидат исторических наук, доцент. Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета. г. Ростов-на-Дону, Россия.

Представлена культурфилософская экспликации понятия «культура национальной безопасности». Утверждается, что сущность определения категории «культура национальной безопасности» выражается в культурной определенности целей и методов обеспечения национальной безопасности, порожденной влиянием как экзогенных, так и эндогенных факторов. В России такая определенность невозможна без ценностного единения общности вокруг своего культурно-исторического ядра. Достичь этого единения невозможно без консенсуса по поводу познания и оценки своего прошлого, то есть без формирования единого исторического сознания. Фрагментаризация исторического сознания под влиянием процессов глобализации в условиях современной России ведет к размыванию культурной определенности и детерминированности целей и средств обеспечения безопасности. Это, в свою очередь, обусловливает опасность элиминации культуры безопасности. Вследствие темпоральной определенности культуры национальной безопасности главным фактором ее формирования является фундаменизация единого национального исторического сознания. Поэтому в целях обеспечения национальной безопасности необходимо формирование самосознания граждан России на основе не индивидуалистических и прагматических, а исторически сложившихся коллективистских и духовных ценностей. Именно они определяют цивилизационный архетип России и являются основной детерминантой сохранения ее культурного своеобразия. Поскольку историческое сознание является основным фактором обеспечения аксиологического консенсуса социума, а коллективистская и идеократическая составляющие являются доминирующими в ментальности россиян, представляется правомерным следующий вывод автора. Культурно-историческая определенность целей и методов обеспечения национальной безопасности детерминирует необходимость предоставления историческому сознанию статуса приоритетного объекта обеспечения национальной безопасности. Субъектами обеспечения национальной безопасности выступят объединения граждан при доминирующей роли государства.

Шестаков Ю.А. Взаимодействие уровней исторического сознания в контексте формирования культуры национальной безопасности / аннотация

Шестаков Юрий Александрович – кандидат исторических наук, доцент. Донской государственный технический университет. Ростовская область, г. Шахты, Россия.

Анализируются уровни исторического сознания, культуры национальной безопасности, их взаимовлияние и взаимообусловленность. Подчеркивается, что структура исторического сознания в качестве особого рода феномена включает в себя два основных уровня: научный (теоретический, идеологический) и обыден-ный (эмпирический, психолого-эмоциональный). Выявляется обусловленность исторической науки и философии истории общекультурными детерминантами массового исторического сознания, составляющими матрицу исторической памяти и «вырастающими» на основе обыденного уровня исторического сознания. Преимущество мифологизированного исторического сознания заключается в том, что оно позволяет перевести моральные императивы, которыми руководствуется национально-государственное сообщество, составляющее сущность его культур-ного своеобразия, из сферы, ограниченной наличными условиями настоящего, в аспект должного. Вместе с тем интересы обеспечения национальной безопасно-сти требуют усиления роли науки в борьбе с акультурными проявлениями исто-рического сознания, которые базируются на такой характеристике эмпирического уровня исторического сознания как мифологичность. Выявлена опасность некон-тролируемой мифологизации исторического сознания, состоящая в том, что об-щество, под влиянием чрезмерно акцентуируемых мифом эмоционально-оценочных компонентов (в том числе разнообразных фобий и стереотипов), мо-жет поддаваться либо соблазнам архаизации настоящего, либо модернизации прошлого. Обоснован тезис о том, что формирование нации связано с модернизационными процессами, с созданием основ индустриального общества как сту-пени развития мирового исторического процесса, немыслимого без «окультуривающей» роли науки в духовной сфере жизни общества. Доказано, что решение проблемы формирования, отвечающего современным требованиям культуры национальной безопасности исторического сознания, чуждого как культурной рафинированности, так и фальсификации на основе деструктивной мифологизации, заключаются в популяризации исторической науки, философско-исторического знания, а также в институционализации этого процесса.

Донской государственный технический университет
Тбилисский государственный университет
Молдавская ассоциация международного права
Университета Данубиус
Варненский свободный университет им.Черноризца Храбра