ISSN 2414-1143

Поиск статей

Автор
Ключевое слово
Период От До

Результаты поиска


Notice: Undefined variable: date1 in /home/u6138/science-almanac.ru/docs/articlesearch.php on line 128

Notice: Undefined variable: date2 in /home/u6138/science-almanac.ru/docs/articlesearch.php on line 128

Notice: Undefined variable: date1 in /home/u6138/science-almanac.ru/docs/articlesearch.php on line 137

Notice: Undefined variable: date2 in /home/u6138/science-almanac.ru/docs/articlesearch.php on line 138

Колосова О.Ю., Вергун Т.В. Особенности формирования сознания этнокультурных маргинальных групп / аннотация

Колосова Ольга Юрьевна – доктор философских наук, профессор. Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации. г. Краснодар, Россия.
Вергун Татьяна Викторовна – кандидат философских наук, доцент. Российский государственный социальный университет (Ставропольский филиал).

Глобализация влечет за собой увеличение числа мигрантов, которые являются маргиналами, как в культурном, так и в социальном планах. Дан анализ процесса формирования этнокультурного маргинального сознания с позиций социальной философии. Маргинальное сознание представляет собой относительно устойчивую систему осознанных представлений и оценок, реально существующих этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаков жизнедеятельности этнокультурного социума. Сознание представителей различных этнокультурных социумов представляет собой превращенную форму сознания, восходящую к архетипам общинного сознания, является относительно устойчивой системой осознанных представлений и оценок, реально существующих этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаков развития этнокультурных социумов.

Ключевые слова: миграция, маргинализация, этническая самоидентификация, этническое сознание, этническое самосознание.

Вергун Т.В. Экологический кризис как цивилизационный кризис / аннотация

Вергун Татьяна Викторовна – кандидат философских наук, доцент. Северо-Кавказский социальный институт. Ставрополь, Россия.

Вопрос экологизации сознания стоит в данное время как вопрос сохранения окружающей среды от антропогенного влияния человека на Землю. Осуществление этого возможно при условии осознания каждым человеком необходимой значимости экологической культуры и экологического сознания. Исторической предпосылкой оформления экологического сознания становились этическое и гуманистическое отношения человека и природы. Экологическое сознание это, в первую очередь, осознание необходимости защиты природы, осознание итогов антропогенного влияния. Помимо этого, экологическое сознание – это усвоение и постижение того, что каждый отдельный человек несет ответственность за сохранение в целом жизни на Земле. Современность формулирует вопрос о переходе к новой модели взаимодействия, которую называют коэволюционной. Та ситуация, в которую попало человечество на сегодняшний день, отражает и выявляет всеобщий кризис доктрины потребительского взгляда человека на природные и социальные ресурсы. Здравый смысл все же подталкивает человечество к переосмыслению и осознанию острой необходимости гармонизации взаимосвязей в системе «человек – природа». При наличии многообразных оценок сам по себе экологический кризис можно трактовать как объективное нарушение во взаимодействии системы «человек – природа». Данное нарушение выражается в серьезной антропогенной нагрузке на биосферу, в том числе и в росте населения планеты, и в истощении природных ресурсов, и в нарушении равновесного состояния в природной среде. Экологическая проблематика, безусловно, должна иметь философское обоснование, поскольку в условиях оформившегося экологического кризиса оно тесно связано с изменением мировоззренческих оснований. В отечественной традиции сложилось мнение о том, что с точки зрения философской антропологии и философии культуры экологическая проблематика вызывает интерес как некий частный случай более общей системы «искусственное – естественное». Формирование новой рациональности через призму экологических ценностей, изменение отношений в системе «человек – природа», экологизация сознания это исключительно проблема философского характера. В реалиях современности назрела необходимость выявления и обоснования сферы знания, связанной с экологическими проблемами и поиском новых мировоззренческих ориентаций с позиций философской антропологии и философии культуры. Выделение антропных ценностей оказывает преобладающее влияние на культуру, науку и общество в целом. Результатом этого влияния оказывается воздействие человечества посредством культуры и науки на окружающую реальность и вследствие этого значительная трансформация последней. Обозримое будущее обречено на осознание экологической проблематики, и в особенности, процесса осмысления выживания человечества, в общем.

Ключевые слова: экологический кризис, экологическое сознания, цивилизационный кризис, инвайронментализм, ценностная парадигма.

Вергун Т.В. Этнические деревни как фактор развития этнического туризма / аннотация

Вергун Татьяна Викторовна – кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков и туризма АНО ВО «Северо-Кавказский социальный институт», г. Ставрополь, Российская Федерация.

В статье рассматривается роль этнических деревень в развитии этнического туризма. Отмечается, что этнические деревни являются сравнительно новым сегментом туристского рынка, отражающим этнокультурную мозаику современного мира. Основой создания этнических деревень выступает, как и предполагает название, этнос со своими культурно-историческими традициями, социально-экономическим и государственно-политическим устройством Утрата в условиях глобализирующегося мира многих уникальных и самобытных элементов этнокультуры нашла отражение в поиске многими народами своей идентичности. Туризм как социокультурная практика человечества откликнулся на эти процессы созданием таких центров притяжения туристов, как этнические и этнонациональные поселения, деревни. Понятие «этническая деревня» четко пока что не зафиксировано. Часто в отношение таких поселений применяют понятие «этнографическая», «национальная» и иногда «интернациональная» деревня или поселение. Данный термин может анализироваться с различных позиций. Этнодеревни отражают этнокультурное наследие, включают системы природопользования, жизненные уклады, обычаи, язык, кухню, планировку, вид поселений и строений, формы народного творчества, религиозные и прочие явления духовной культуры. Глобальные кризисы современности, в том числе и кризис социокультурной сферы, чрезмерная прагматизация и коммерциализация культуры, а также растущая угроза культурному и цивилизационному образованию обусловили необходимость всестороннего осмысления и выработки согласованной долгосрочной стратегии, которая обеспечила бы развитие культуры на базе диалога цивилизаций. Показано, что одним из значительных плюсов развития национальных деревень и этнических туристских центров в мире является поддержка местных жителей и представителей малых народов, точнее, носителей культуры.

Вергун Т.В., Гришин Д.В. Влияние этнического туризма на формирование межэтнических отношений / аннотация

Вергун Татьяна Викторовна – кандидат философских наук, доцент, Северо-Кавказский социальный институт, г. Ставрополь, Российская Федерация.
Гришин Денис Васильевич – кандидат экономических наук, доцент, Северо-Кавказский социальный институт, г. Ставрополь, Российская Федерация.

Рассматриваются вопросы влияния этнического туризма на формирование межэтнических отношений. Отмечается, что рост этнического самосознания может повлечь появление на рынке туристских продуктов, новых предложений, которые будут учитывать растущий интерес людей к постижению культуры и быта как своих предков, так и представителей других этнических групп. Разработка вопросов, которые связаны с онтогенезом этнотуризма, возникла относительно недавно, исследования такого характера пока являются новыми. Понятийный аппарат также находится на стадии формирования. Большинство исследователей данной тематики главной целью этнического туризма выделяют знакомство с особенностями традиционной материальной и духовной культуры, самобытного уклада жизни этнической группы, традициями и обычаями. Подобное определение термина «этнический туризм» можно считать наиболее обобщенным и универсальным. Этнический туризм как феномен выступает в роли значимого элемента в понимании межэтнических взаимоотношений, межэтнической культуры. На практике это реализуется посредством популяризации этнического туризма и осознания его значимости для туриндустрии в целом. С позиций теории этнический туризм выступает в роли продуктивной стратегии для более глубокого осознания понятий «этническая самобытность» и «этнические отношения». В качестве вывода в работе отмечается, что появление и укрепление положительных тенденций в развитии этнотуризма особенно актуально, поскольку это способствует сохранению культурно-исторического наследия той или иной этнической группы, поддерживает самобытный уклад жизни этнических групп, а также является фактором устойчивого развития территорий их традиционного проживания. Рассматривая этническую идентичность и туризм, можно с уверенность сказать о взаимовлиянии этих двух элементов. Туризм, являясь одной из крупнейших индустрий в мире, влияет на процесс формирования этнической самобытности человека.

Донской государственный технический университет
Тбилисский государственный университет
Молдавская ассоциация международного права
Университета Данубиус
Варненский свободный университет им.Черноризца Храбра