ISSN 2414-1143

НОВЫЙ НОМЕР

СОДЕРЖАНИЕ
2018 г. № 3

Этно-национальные проблемы современной культуры
(философия)

Шестаков Ю.А. Взаимодействие уровней исторического сознания в контексте формирования культуры национальной безопасности / аннотация

Шестаков Юрий Александрович – кандидат исторических наук, доцент. Донской государственный технический университет. Ростовская область, г. Шахты, Россия.

Анализируются уровни исторического сознания, культуры национальной безопасности, их взаимовлияние и взаимообусловленность. Подчеркивается, что структура исторического сознания в качестве особого рода феномена включает в себя два основных уровня: научный (теоретический, идеологический) и обыден-ный (эмпирический, психолого-эмоциональный). Выявляется обусловленность исторической науки и философии истории общекультурными детерминантами массового исторического сознания, составляющими матрицу исторической памяти и «вырастающими» на основе обыденного уровня исторического сознания. Преимущество мифологизированного исторического сознания заключается в том, что оно позволяет перевести моральные императивы, которыми руководствуется национально-государственное сообщество, составляющее сущность его культур-ного своеобразия, из сферы, ограниченной наличными условиями настоящего, в аспект должного. Вместе с тем интересы обеспечения национальной безопасно-сти требуют усиления роли науки в борьбе с акультурными проявлениями исто-рического сознания, которые базируются на такой характеристике эмпирического уровня исторического сознания как мифологичность. Выявлена опасность некон-тролируемой мифологизации исторического сознания, состоящая в том, что об-щество, под влиянием чрезмерно акцентуируемых мифом эмоционально-оценочных компонентов (в том числе разнообразных фобий и стереотипов), мо-жет поддаваться либо соблазнам архаизации настоящего, либо модернизации прошлого. Обоснован тезис о том, что формирование нации связано с модернизационными процессами, с созданием основ индустриального общества как сту-пени развития мирового исторического процесса, немыслимого без «окультуривающей» роли науки в духовной сфере жизни общества. Доказано, что решение проблемы формирования, отвечающего современным требованиям культуры национальной безопасности исторического сознания, чуждого как культурной рафинированности, так и фальсификации на основе деструктивной мифологизации, заключаются в популяризации исторической науки, философско-исторического знания, а также в институционализации этого процесса.

Акаев В.Х. Социокультурные факторы развития национальной философии / аннотация

Акаев Вахит Хумидович – доктор философских наук, профессор. Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова. г. Грозный, Чеченская Республика, Россия.

В работе анализируется результат длительного исторического развития национальной философии, культуры, реализуемые посредством различных форм деятельности, в том числе ментальных, рефлексивных особенностей этноса, а также отдельного его представителя. Будучи преемственной, философия научно обосновывает культурное своеобразие, интеллектуальную деятельность отдельных личностей, принадлежащих к тому или иному этносу, нации. Раскрывается научная концепция национальной философии, осмысляющей общечеловеческие ценности, имеющей специфические черты, которые проявляются у разных народов в ходе анализа их совместной жизни, деятельности людей, социальных групп. В контексте современности подчеркнута важность для исследования фундаментальных трудов в области национальной философии, в которых предпринимаются попытки осмыслить классические и неклассические теории, придавая ей особую форму и содержание. Обосновывается специфичность национальной философии у различных народов Северного Кавказа, обладающих уникальными этнографическими, духовными ценностями, своеобразными культурными достижениями.

Колосова О.Ю., Гончаров В.Н. Этнические функции культуры: социально-философский анализ этнографического исследования / аннотация

Колосова Ольга Юрьевна – доктор философских наук, профессор. Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации. Краснодар, Россия.
Гончаров Вадим Николаевич – доктор философских наук, профессор. Гуманитарный институт Северо-Кавказского федерального университета. г. Ставрополь, Россия.

В статье с социально-философских позиций анализируется феномен культуры. По мнению авторов, она понимается как созидательная деятельность людей, поскольку ее этнические функции проявляются в самых разнообразных сферах: от материального производства до духовной жизни общества. Обычно при характеристике этнических свойств культуры основное внимание уделяется тем, которые выполняют этнодифференцирующую роль. И это имеет определенные основания. Однако было бы неверно, если бы такой подход полностью заслонил этно-интегрирующие функции культуры. Ведь при всей значимости свойств, выделяющих каждый этнос среди других аналогичных общностей, непременным и важнейшим условием его существования как целостной системы остаются интегрирующие функции культуры. В силу взаимодействия культур, а также определенной культурной конвергентности в развитии народов преобладающая часть этнических особенностей в сфере культуры имеет, как правило, относительный характер. Они выступают как общее свойство нескольких этнических единиц, отличающее одновременно всех их от некоторых других единиц того же типа. Если подойти к данному вопросу абстрактно, то, в конечном счете, придется, чуть ли не каждый компонент культуры рассматривать как относительно специфический. Поэтому относительно специфическими чертами той или иной этнической общности, очевидно, следует практически считать только черты, отличающие ее в первую очередь от общностей, с которыми она находится в сравнительно постоянных контактах. Следует иметь в виду еще одну особенность этноспецифических черт культуры: часть из них объективно являются таковыми, часть причисляется к этой категории этническим самосознанием, играя важную роль в этнической идентификации людей. Нередко объективно существующие этнически специфические свойства культуры и субъективно выделяемые такого рода свойства совпадают. Однако это бывает далеко не всегда, ибо этническое самосознание часто склонно абсолютизировать этническую специфику отдельных элементов культуры.

(культурология)

Хиясова С.Г., Мустафаев М.Б., Мустафаев Ф.М. Отражение предрассудков и стереотипов в межкультурной коммуникации / аннотация

Хиясова Сарат Гасановна – кандидат педагогических наук, доцент. Дагестанский государственный педагогический университет. г. Махачкала, Россия.
Мустафаева Маида Ганифаевна – доктор философских наук, профессор. Дагестанский государственный педагогический университет. г. Махачкала, Россия.
Мустафаев Фарид Мустафаевич – доктор философских наук, доцент. Дагестанский государственный педагогический университет. г. Махачкала, Россия.

Опираясь на различные примеры, в том числе на примеры дагестанской национальной культуры, анализируются место и роль стереотипов и предрассудков в межкультурной коммуникации. Выявлены особенности формирования стереотипов в коммуникативной деятельности, участвующих в деловом общении. Отмечаются положительные и отрицательные стороны, которые следует подчеркнуть в присутствии стереотипов в современной культуре и сознании людей. Обосновано применение интегрированного подхода к совместному обучению и общению, отношению к формированию стереотипов у молодежи, старшего поколения, представителей разных национальностей. Анализ исследования представляет научно-практический интерес для подготовки специалистов средств массовой информации, общественных связей, в практике использования технологий проблемно-развивающего обучения. Негативную окраску предрассудков можно преодолеть путем просвещения и изменения общественной морали. Также они могут исчезнуть в результате их столкновения с существующими в обществе нормами поведения. Отмечены новые аспекты профессиональной воспитательной деятельности в обучении и общении в процессе социально-культурного обмена. Делается общий вывод о том, что при всей сложности и нередко невозможности изъятия предрассудков и стереотипов из современной социально-культурной жизни необходимо приложить совместные усилия для преодоления негативного типа мышления в межкультурной коммуникации.

Бахтин В.А., Минасян Л.А. Социологическое измерение диспропорций организационной культуры в системе медицинского туризма / аннотация

Бахтин Виктор Александрович – аспирант. Донской государственный технический университет. г. Ростов-на-Дону, Россия.
Минасян Лариса Артаваздовна – доктор философских наук, профессор, декан факультета Сервис и туризм. Донской государственный технический университет. г. Ростов-на-Дону, Россия.

В статье рассматривается содержание понятия «медицинский туризм». Подчеркивается необходимость понятийного расширения терминосистемы, что направляет внимание на ряд вопросов, решение которых предполагает привлечение специалистов туристской отрасли, так как возникает специфика, связанная с пересечением сфер деятельности туристской индустрии и медицины. Показано, что решению вопроса распределения социальных ролей медицинских и туристских организаций в развитии медицинского туризма, консолидации усилий работников обеих категорий должна предшествовать работа по классификации основных и фоновых институциональных факторов. Рассмотрена классификация институциональных факторов для различных видов медицинского туризма. Предложены методы социометрического измерения диспропорций организационной культуры медицинского учреждения, связанных с бинарностью его составляющих. Положительные итоги эксперимента требуют дальнейшего изучения перспективы исследования, которая заключается в необходимости поиска особенностей профессионального образования врачей, предметом профессиональной деятельности которых выступает гуманизация, гуманитаризация и межкультурная коммуникация. В рамках рассматриваемых проблем обоснована необходимость создания в регионах страны стройной системы медицинского туризма. Культурно-образовательное пространство медицинского вуза должно сопровождаться необходимостью дополнения содержания образования посредством введения широкого поликультурного контекста проблематики медицинского туризма, обучению профессиональному общению с людьми, подготовкой широко образованного в нравственном и профессиональном плане врача. Основной идеей медицинского туризма, как подчеркивается в исследовании, станет создание оптимальной социокультурной воспитывающей среды, способствующей саморазвитию и творческой самореализации личности будущего врача в области здравоохранения.

Агеева Н.А., Шаповал Г.Н. Актуальные вопросы демографической политики в Крымском федеральном округе / аннотация

Агеева Наталия Алексеевна – кандидат философских наук, доцент. Ростовский государственный медицинский университет. г. Ростов-на-Дону, Россия.
Шаповал Галина Николаевна – кандидат философских наук, доцент. Ростовский государственный медицинский университет. г. Ростов-на-Дону, Россия.

В Российской Федерации многие годы является приоритетной задача по обеспечению условий для устойчивого демографического развития страны. 9 октября 2007 года Указом Президента РФ была утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. План мероприятий по её реализации уже дал благоприятные результаты. В 2017 году на территории Крымского федерального округа было проведено выборочное наблюдение репродуктивных планов населения. Данные переписи раскрыли общие представления о желаниях, опасениях и страхах мужчин и женщин, связанных с созданием семьи и рождением первого и последующих детей, дали возможность для разработки комплекса мероприятий, направленных на улучшение показателей рождаемости и снижения показателей смертности. В статье рассматриваются эффективные меры по стимулированию рождаемости и популяризации семейных ценностей у молодёжи, начиная с периода обучения в колледже и университете: чествование профессиональных династий и молодых семей, поздравление их со свадьбой, рождением ребёнка, предоставление льгот молодым родителям и т.д. У людей среднего возраста будут востребованы меры, направленные на материальную поддержку многодетных семей: улучшение качества жизни и медицинского обслуживания, возможность самореализации и карьерного роста. Национальная безопасность страны напрямую зависит от успехов демографической политики государства, что реализуемо только в контексте создания условий для полноценного развития личности и эффективности жизнедеятельности всех граждан страны. Авторы считают, что люди, уверенные в завтрашнем дне, без опаски будут строить крепкие семьи и реализовывать свои репродуктивные планы.

(история)

Миленькая К.А., Жбанникова М.И. Традиционные турецкие и казачьи свадебные обряды: общее и особенное (на примере Сафранболу и станицы Нижне-Кундрюченской) / аннотация

Миленькая Ксения Анатольевна – заведующая отделом информации и публикации Государственного архива Ростовской области. г. Ростов-на-Дону, Россия.
Жбанникова Марина Исматовна – ведущий археограф Государственного архива Ростовской области, преподаватель. Московский университет им. С.Ю. Витте, филиал в г. Ростове-на-Дону, Россия.

Предлагается сравнительный анализ традиционной свадебной обрядности в казачьей и турецкой культуре на примере региона Сафранболу и станицы Нижне-Кундрюченской. Традиционная свадебная обрядность рассматривается как присущая человеку потребность в ритуализации важных жизненных событий, сохранение живой памяти предков о свадебных традициях в песнях, присказках и пр. Анализируются принципы сватовства у казаков и турок указанных регионов. Свадебные традиции казаков XIX века соединили в себе языческие верования и христианство. Подобный синтез характерен и для традиционной турецкой свадьбы, где наряду с мусульманскими традициями присутствуют и пережитки доисламского периода. За тысячи лет традиции многих народов Анатолии, Средиземноморья, Ближнего Востока, Кавказа, Восточной Европы, Средней Азии и, конечно, античного мира слились в оригинальный сплав, который в наши дни принято обобщенно называть турецкой, или малоазийской культурой. Исследуются особенности обрядов и традиций, сопровождающих брачную церемонию в Сафранболу и Нижне-Кундрюченской. Народные обряды издавна сопровождали на Руси и в Турции самые значимые события в жизни человека. Их свято почитали, бережно передавая из поколения в поколение. Многие старинные обычаи сохранились до наших дней. Актуальной задачей в настоящее время становится оптимизация взаимодействия культур и обрядов между народами разных стран по воспитанию и развитию личности на народных традициях.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
К 100-летию со дня рождения Ю.А. Жданова
К 100-летию Тбилисского университета

Несмеянов Е.Е. «Кавказский вектор» Юрия Жданова (социокультурные связи Грузии и России) / аннотация

Несмеянов Евгений Ефимович – доктор философских наук, профессор. Донской государственный технический университет. г. Ростов-на-Дону, Россия.

Рассматривается концепция русско-кавказских культурных и научных связей в работах Ю.А. Жданова – выдающегося российского ученого, организатора науки, химика, философа, кавказоведа середины XX-начала XXI века. Выделяется грузинская наука и культура как важная составляющая культуры народов бывшего СССР и народов Кавказа. Рассматриваются ментальные особенности научной и художественной интеллигенции Грузии в контексте специфики национальной культуры. Представлена ждановская концепция возможностей и перспектив научных связей России и народов Кавказа. Анализируется критика Ждановым сути мультикультурализма как идеи консервации национальных культур и обычаев. Теории мультикультурализма противопоставлена идея демократического развития национальных культур Региона на основе синтеза западных и восточных духовных ценностей. В этой связи раскрывается причина высокой оценки грузинской науки и культуры как важнейшего "страта" культуры народов Кавказа, представлены аргументы, позволяющие сделать выводы об "органичной совместимости" кавказской и русской культур, для чего ученым введено новое понятие – "тоннельный эффект культуры" для обозначения процессов преодоления этнокультурных конфликтов

НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО: КАВКАЗОВЕДЕНИЕ

Жданов Ю.А. Взаимодействие государства и науки

Жданов Ю.А. Региональные проблемы в сфере науки, культуры, образования

Донской государственный технический университет
Тбилисский государственный университет
Молдавская ассоциация международного права
Университета Данубиус
Варненский свободный университет им.Черноризца Храбра

ISSN 2414-1143

NEW ISSUE

CONTENTS
2018. N 3

Ethno-national problems of modern culture
(philosophy)

Shestakov Y. The interaction of levels of historical consciousness in the context of the culture of national security / annotation

Yuri A. Shestakov – candidate of history, associate professor. Don State Technical University. Rostov region, Shakhty, Russian Federation.

The article analyzes the interaction of the levels of historical consciousness in the context of the formation of the culture of national security. The structure of historical consciousness as a special kind of social consciousness usually includes two main levels: scientific (theoretical, ideological) and ordinary (empirical, psychological and emotional). It is stated that the historical science and philosophy of history are conditioned by the General cultural determinants of mass historical consciousness, which make up the matrix of historical memory and "grow" primarily on the basis of the ordinary level of historical consciousness. The advantage of the mythologized ordinary level of historical consciousness is that it allows to transfer moral imperatives, which are guided by the national-state community, which is the essence of its cultural identity, from the sphere of the present limited by the various conditions of cash by "rooting" in history to the aspect of due. On the other hand, bearing in mind the inter-interests of national security, it is necessary to strengthen the role of historical science and philosophy of history in the fight against non cultural manifestations of historical consciousness, which are based, or rather parasitize, on such a fundamental characteristic of the empirical, ordinary, socio-psychological level of historical consciousness as mythologization. The danger of uncontrolled mythologization of historical consciousness is that society, under the influence of overly emphasized by the myth of emotional and evaluative components (including a variety of phobias and stereotypes), can succumb either to the temptations of the present archaization or modernization of the past. The thesis that it is the theoretical, scientific level of historical consciousness that plays a leading role in the formation of national consciousness is sufficiently justified, since the formation of the nation is associated with the modernization processes, with the formation of the foundations of industrial society as a stage of development of the world historical process, unthinkable without the leading, "cultural" role of science in the spiritual sphere of society in relation to ordinary social consciousness. It seems reasonable that the ways to solve the urgent problem of formation of the historical consciousness that meets the modern requirements of national security culture, alien to both cultural refinement (the formation of which is associated with the downplaying of the role of the ordinary level of historical consciousness), and falsification on the basis of destructive mythologization (associated with the minimization of the role of its theoretical level), are to promote historical science, philosophical and historical knowledge by means of living, everyday language, as well as in the institutionalization of this process.

Akaev V. Socio-cultural factors of development of national philosophy / annotation

Vachit Kh. Akaev – PhD of philosophy, professor. Grosny State Oil Technical University by Academician M.D. Millionschikov. Grozny, Chechen region, Russian Federation.

In the article, national philosophy is viewed as the result of a long historical development of the national culture, realized through various forms of activity, including mental, reflexive features of the ethnos, as well as its individual members. Having a character of continuity, it comprehends the cultural originality, intellectual activity of individuals belonging to a particular ethnic group or nation. Certainly, national philosophy, comprehends universal values, has its own specific features that are manifested in different peoples in the course of analysis of the life of a person, people, societies. In the context of modernity, representatives of national philosophy make attempts to comprehend classical and non-classical theories, giving it a special form and content. The national philosophy is also specific for the peoples of the North Caucasus, who have unique ethnographic, spiritual values, and unique cultural achievements.

Kolosova O., Goncharov V. Ethnic functions of culture: social and philosophical analysis of ethnographic research / annotation

Olga Yu. Kolosova – PhD of philosophy, professor. Krasnodar University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation. Krasnodar, Russian Federation.
Vadim N. Goncharov – PhD of philosophy, professor. Institute of the Humanities of the North-Caucasus Federal University. Stavropol, Russian Federation.

The article analyzes the phenomenon of culture from a socio-philosophical point of view. According to the authors’s view, it is understood as a creative activity of people, because its ethnic functions are manifested in the most diverse spheres: from material production to the spiritual life of society. Usually, when characterizing the ethnic properties of culture, the focus is on those that perform an ethno-differentiating role. And it has certain reasons. However, it would be wrong if such an approach completely overshadowed the ethno-integrating functions of culture. After all, even if properties that distinguish each ethnos among other similar communities are important, the integrating functions of culture remain an indispensable and most important condition for its existence as an integrated system. Due to the interaction of cultures, as well as a certain cultural convergence in the development of peoples, as a rule, the predominant part of ethnic characteristics in the sphere of culture is relative. They act as a common property of several ethnic units, simultaneously distinguishing all of them from some other units of the same type. If we approach this issue abstractly, then, ultimately, it is necessary, almost every component of the culture to consider as relatively specific. Therefore, it is obvious that practically the features that distinguish it primarily from the ethnic communities with which it is in relatively constant contact should be considered as relatively specific features of this or that ethnic community. One more feature of the ethnospecific features of culture that would be worth bearing in mind, some of them are objectively such a type, some are classified as ethnic self-awareness by this category, playing an important role in the ethnic identification of people. Often, objectively existing ethnically specific properties of a culture and subjectively distinguished ones coincide. However, this is not always the case, because ethnic self-consciousness is often inclined to absolutize the ethnic specificity of individual cultural elements.

(culturology)

Hiyasova S., Mustafaeva M., Mustafaev F. Reflection of prejudices and stereotypes in cross-cultural communication / annotation

Sarat G. Hiyasova – candidate of pedagogic sciences, associate professor. Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russian Federation.
Maida G. Mustafaeva – Ph.D. of Philosophy, professor. Dagestan State Pedagogical University. Makhachkala, Russian Federation.
Farid M. Mustafaev – Ph.D. of Philosophy, associate professor of the Department of Legal Studies. Dagestan State Pedagogical University. Makhachkala, Russian Federation.

Based on various examples, including ones with Dagestan national culture, where a place and role of prejudices and stereotypes in cross-cultural communication are analyzed. Factors in the creation of stereotypes in communication activities involved in business language were identified. There are positive and negative factors that deserve to be emphasized with the presence of stereotypes in the modern culture and in people`s minds. An integrated approach to coeducation and interaction, relation to formation of stereotypes among youth, older generation and representatives of different nationalities. The analysis of research is of scientific and practical interest for training specialists of Mass Media, public relations, in the practice of usage of problematic-developing education technologies. A negative undertone of prejudices can be overcome by education and changes of public morality. The can also disappear as a result of collapse with existing standards of conduct in a society. New aspects of professional educational activities in teaching and communication in the process of sociocultural exchange were highlighted. An overall result of the analysis is that albeit particularly challenging and almost impossibility of elimination of stereotypes from a modern sociocultural life it is necessary to make joint efforts to overcome negative thinking in cross-cultural communication

Bakhtin V., Minasyan L. Socialogical measure of organized culture disproportion in medical tourism system / annotation

Viktor A. Bakhtin – postgraduate student. Don State Technical University. Rostov-on-Don, Russian Federation.
Larisa A. Minasyan – PhD of philosophy, professor, dean of the faculty of Service and Tourism. Don State Technical University. Rostov-on-Don, Russian Federation.

The article examines the content of “medical tourism” concept. The necessity of terminological system development is underlined that focuses attention to some questions and their solution supposes attraction of tourism industry specialists because of specificity linked to the overlap of tourism industry and medicine activity. It is shown that the solution of social roles distribution of medical and tourist organizations in medical tourism, efforts consolidation of both categories employees must be preceded by classification of main and background institutional factors. The classification of institutional factors for different types of medical tourism is considered. The methods of sociometric measuring of disproportions of organized culture of medical establishment linked to the binarity of its components are offered. Positive results of an experiment demand further studying of the research prospect which consists in the need of search of features of doctors’ professional education. The subject of their professional activity is humanization, humanitarization and cross-cultural communication. Within the considered problems the need of harmonious system of medical tourism creation in the country`s regions is proved. The cultural and educational space of medical school has to be followed by the need of the addition of education content by means of a wide polycultural context of medical tourism issues, training in professional communication with people, preparation of a doctor widely formed in moral and professional plan. The creation of the optimum sociocultural bringingup environment promoting self-development and creative self-realization of personality of the future doctor in the field of health care will become the main idea of medical tourism as it is emphasized in the research.

Ageeva N., Shapoval G. The topical issues of population policy in the Crimean federal district / annotation

Nataliia A. Ageeva – candidate of philosophy, associate professor. Rostov state medical university. Rostov-on-Don, Russian Federation.
Galina N. Shapoval – candidate of philosophy, associate professor. Rostov state medical university. Rostov-on-Don, Russian Federation.

In the Russian Federation the task of providing conditions for sustainable demographic development of the country has been priority for many years. On the 9th of October, 2007 the Conception of the population policy of the Russian Federation until 2025 was approved by the Decree of the President of Russia. The plan of its realization measures has already given favorable results. In 2017 the selective observation of reproductive plans of the population was held in the territory of the Crimean Federal District. The census has revealed the general ideas of desires and fears of men and women connected with starting a family and the birth of the first and the next children. This information has given the chance for development of a complex of the actions focusing on improvement of birth rate indicators and decrease of mortality indicators. The article considers the effective measures for stimulation of birth rate and promoting of family values among young people, since the period of their studies at college and at the university: celebration in honor of professional dynasties and young families, congratulation them on wedding and child`s birth, providing young parents with benefits, etc. Measures, focusing on material support of large families: improvement of qualities of life and health care, possibility of self-realization and career development will be in demand among middle-aged people. The state national security directly depends on achievements of population policy of the state that is realizable only in the context of creation of conditions for full development of the personality and efficiency of activity of all citizens of the country. The authors consider that the people confident in future will build close-knit families and implement their reproductive plans without fear.

(history)

Milenkaya K., Zhbannikova M. Tradititional turkish and cossack wedding ceremonies: general and peculiar (Saf-ranbolu and Cossack village Nizhne-Kundryuchenskoj examples) / annotation

Kseniya A. Milenkaya – head of the Informational and Publication Department of the Rostov Region State Archive, Russian Federation.
Marina I. Zhbannikova – Leading archeograph of the Rostov Region State Archive, Lecturer S.U. Vitte Moscow University affiliate in с. Rostov-on-Don, Russian Federation.

A comparative analysis of a traditional wedding ritualism in Turkish and Cossack cultures on the example of Safranbolu region and Cossack village Nizhne-Kundryuchenskoj. A wedding ritualism is regarded as inherent human need in ritualization important vital events, the preservation of the ancestral memory of wedding traditions in songs, tales etc. Turkish and Cossack principles of marriage proposal in these regions are analyzed. Cossack wedding traditions of the 19th century combined pagan beliefs and Christianity. Such a synthesis is typical for the traditional Turkish wedding, where along with the Islamic traditions there are remnants of the pre-Islamic period. For thousands of years, the traditions of many peoples of Anatolia, the Mediterranean region, the Middle East, the Caucasus, Eastern Europe, Central Asia and, of course, the ancient world have merged into an unexpected amalgamation, which today is commonly called the Turkish, or Asia Minor culture. This paper explores special features of rituals and traditions accompanying marriage ceremonies in Safranbolu and Nizhne-Kundryuchenskoj. Community rituals historically accompanied the most important events in a human life in Ancient Russia and Turkey. They were sacred being carefully passed through the generations. Many strange traditions were perfectly kept up to now. A contemporary challenge nowadays is to optimize cooperation of cultures and rituals between nations with different upbringing and development of the person based on local traditions.

SCIENTIFIC LIFE
To the 100th anniversary of the birth of Yu.A. Zhdanov
To the 100th anniversary of the University of Tbilisi

Nesmeyanov E. Tradititional turkish and cossack wedding ceremonies: general and peculiar (Safranbolu and Cossack village Nizhne-Kundryuchenskoj examples) / annotation

Evgeny E. Nesmeyanov – PhD of philosophy, professor, Don State Technical University. Rostov-on-Don, Russian Federation.

This article examines the concept of Russian-Caucasian cultural and scientific connections in works of Y.A. Zhdanov who was an outstanding Russian scientist, organizer of science, chemist, philosopher, Caucasian in the middle of the 20th and early 21st centuries. Georgian science and culture are singled out as an important component of the culture of the peoples of the former USSR and the ones of the Caucasus. Mental features of the scientific and artistic intelligentsia of Georgia are considered in the context of the specifics of the national culture. The Zhdanov’s conception of the possibilities and prospects of scientific links between Russia and the peoples of the Caucasus is presented. Zhdanov`s criticism of the essence of multiculturalism as the idea of the preservation of national cultures and customs is analyzed. The theory of multiculturalism contrasts the idea of the democratic development of the Region national cultures based on the synthesis of Western and Eastern spiritual values. In this regard, the reason for the high evaluation of the Georgian science and culture as the most important "stratum" of the culture of the Caucasian peoples is revealed. There are several arguments that allow us to draw conclusions about the "organic compatibility" of the Caucasian and Russian cultures, for which scientists have introduced a new concept - "tunnel effect of culture" to describe the processes of overcoming ethnocultural conflicts.

HERITAGE OF THE PAST: CAUCASUS STUDY

Zhdanov Yu. The interaction of the state and science

Zhdanov Yu. The regional problems in the sphere of science, culture and education

Don State Technical University
Tbilisi State University
Moldavian association of international law
DANUBIUS University
Varna Free University 'Chernorizets Hrabar'